Международно правовая защита прав и свобод человека

Международная защита прав человека. Общие сведения

В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах. А Европейский Суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права: а) право на самоопределение народов (ст.1); б) запрет дискриминации (ст. 2); в) равенство пользование политическими и гражданскими правами (ст. 3) г) право на жизнь (ст.6) д) запрет пыток (ст.7) е) запрет рабства и работорговли (ст.8) ж) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9) з) запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11) и) свобода передвижения (ст.12) к) равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14) л) право на признание правосубъектности (ст.16) м) неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17) н) свобода мысли, совести, религии (ст.18) о) свобода мнения (ст.19) п) свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.21, 22) р) защита семьи (ст. 23) с) права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24) т) право на участие в политической деятельности государства (ст.25)\ у) равенство перед законом (ст.26) ф) права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает: а) право на жизнь (ст.2) б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3) в) запрет рабства и работорговли (ст.4) г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст.5) д) право на справедливое судебное разбирательство (ст.6) е) наказание исключительно на основании закона (ст.7) ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст.8) з) свобода мысли, совести и религии (ст.9) и) свобода выражения мнения (ст.10) к) свобода ассоциаций (ст.11) л) право на вступление в брак (ст.12) м) право на эффективные средства защиты (ст.13) н) запрет дискриминации (ст.14)

1 Протокол: а) защита собственности (ст.1) б) право на образование (ст.2) в) право на свободные выборы (ст.3)

4 Протокол: а) запрет лишения свободы за долги (ст.1) б) свобода передвижения (ст.2) в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст.3) г) запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

6 Протокол: а) отмена смертной казни (ст.1) запрещение оговорок

7 Протокол: а) возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст.2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3); г) запрет повторного суда и наказания (ст.4) д) равноправие супругов (ст.5)

Нарушения иных прав человека, предусмотренные другими международными договорами, Конституцией РФ и внутренним законодательством РФ не могут быть предметом рассмотрения в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

Приемлемость — совокупность условий, наличие которых предоставляет право обращаться в Комитет по правам человека ООН или в Европейский Суд по правам человека.

1)Условие ratione temporis: Данное условие означает, что в международные органы можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать указанные международные договоры: В Европейский Суд по правам человека — после 5 мая 1998 года. В Комитет по правам человека — после 1 октября 1991 года.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека условие ratione temporis включает также обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента а) нарушения его права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основания, даже самым уважительным.

2) Исчерпание внутренних возможностей правовой защиты: Для международного права является общим принцип, в соответствии, с которым государству необходимо дать возможность исправить нарушение самостоятельно, то есть если суд первой инстанции нарушил Ваши права, то вполне вероятно, что кассационная инстанция их восстановит, во всяком случае, она обладает достаточными полномочиями, чтобы их восстановить. Вопрос исчерпанности средств внутренней правовой защиты является наиболее спорным. Часто можно встретить следующую точку зрения — для обращения в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН необходимо использовать кассационный порядок, надзорный порядок, а также обратиться в Конституционный суд РФ. Европейский Суд по правам человека придерживается той точки зрения, что надзорный порядок является неэффективным, и, следовательно, нет необходимости его исчерпывать, тем более, что при обращении в порядке надзора заявитель рискует пропустить 6-месячный срок. Конституционный суд РФ имеет четко определенные законом полномочия, следовательно, использовать механизм Конституционного Суда РФ также необязательно. Таким образом, средства правовой защиты будут считаться исчерпанными, применительно к РФ, если заявитель обращался в кассационном порядке, так как только кассационный порядок отвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты: а) заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, б) получить судебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.

Следует отметить, что в Международном Пакте о гражданских и политических правах прямо указано, что исчерпание внутренних средств защиты необязательно, если оно неоправданно затягивается. Что касается практики Европейского Суда по правам человека, то он также может признать обращение приемлемым, если заявитель докажет, что использование средств правовой защиты внутри государства является неэффективным.

3) Правосубъектность: В соответствии с Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

4) Другие условия приемлемости: а) жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено. б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов. в) жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права. г) жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума — 12 человека, простым большинством. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы. Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться. Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий: 1) неформальная — во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть: а) обратившемуся может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной форме; б) Секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной. Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соотвествии с процедурами ЕС. 2) юрисдикционная — стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС: а) Дело поступает для изучения судье ЕС. Комитет, состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя а) Комитеты (3 судьи), б) Палаты (7 судей), в) Большую палату (17 судей)

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела: а) по межгосударственным жалобам, б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда, в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека может предложить: а) дружественное урегулирование; б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение 2-х лет. Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

Какие вопросы разрешают Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека: Определяют, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное вышеназванными документами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено. Признают нарушения права. Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию за нарушенное право.

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо помнить, что бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

Международное право о правах человека

Международная защита прав человека

В Европе созданы структуры, отвечающие за защиту прав человека: Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд при Совете Европы.

Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Защита прав человека средствами ООН

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» — неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур.

Необходимость создания надгосударственных структур ради коллективной безопасности стала очевидной в XX в., когда прошли две мировые войны, в которые были вовлечены многие страны мира. Число их жертв значительно превысило число жертв во всех предшествующих конфликтах; стали известны факты самого преступного и бесчеловечного обращения с военнопленными, мирным населением и т.д.

После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций — первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры — Организации Объединенных Нации (ООН).

Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.

Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.

Принятие Всеобщей декларации прав человека ознаменовало начало периода, когда права и свободы человека перестали быть внутренним делом того или иного государства. Они были распространены на всех жителей планеты независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, конфессии, языка и т.д. Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на равенство. В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Первый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах позволяет гражданам стран, подписавших его, обращаться в Комитет по правам человека ООН за защитой своих политических и гражданских прав. Россия приняла обязательства по этому протоколу в 1991 г. Решения Комитета не являются обязательными, но он может рекомендовать государству восстановить нарушенные права и способен привлечь к этому процессу мировое общественное мнение.

Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Россия не является участником этого протокола.

В Европе международную защиту прав человека осуществляет также Совет Европы, а документом, регулирующим правозащитные действия, является Европейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г.

В Европейской конвенции гарантируются: право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства, право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести, религии и выражения мнения, свобода ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства защиты, запрет дискриминации. К Конвенции примыкает ряд протоколов. Так, первый протокол защищает собственность, право на образование и свободные выборы; второй протокол запрещает лишение свободы за долги; шестой протокол отменяет смертную казнь и т.д.

Россия присоединилась к конвенции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что его права нарушены, может обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека принимают жалобы при следующих условиях:

  • рассматриваются только те нарушения прав человека, которые произошли после присоединения России к соответствующим договорам. Жалобы в Европейский Суд принимаются, если с момента нарушения права и вынесения последнего судебного решения прошло не более 6 месяцев;
  • все внутренние возможности защиты прав должны быть исчерпаны (кроме тех случаев, когда рассмотрение дела неоправданно затягивается или заведомо неэффективно);
  • жалоба должна подаваться пострадавшим и не быть анонимной;
  • жалоба должна быть обоснованной: бремя доказательств лежит на заявителе;
  • нельзя подавать жалобу одновременно в Европейский Суд и Комитет по правам человека ООН.

В случае принятия решения в пользу пострадавшего Европейский Суд присуждает компенсацию за нарушенное право. Решения суда окончательны, обжалованию не подлежат и обязательны для государств-участников, в том числе для России.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также осуществляет деятельность по защите прав. В Хельсинки в 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Акте помимо признания суверенного равенства стран, неприменения силы, нерушимости границ и т.д. провозглашается необходимость защиты прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Сразу после принятия Акта в Советском Союзе оформилось организованное правозащитное движение в виде «хельсинкских групп», требовавших от властей соблюдения международных обязательств по защите прав человека. Правозащитники подвергались арестам, ссылкам и репрессиям, но их деятельность способствовала тому, что власти стали уделять гораздо больше внимания правам человека.

Международный уголовный суд

Международный уголовный суд в Гааге существует с 2002 г. В компетенции этого органа находятся:

  • преступления, состоящие в геноциде — истреблении или целенаправленном намерении истребить целую национальную, этническую, расовую или религиозную группу или ее часть;
  • преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения;
  • военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны.

Организация такого суда позволяет осудить высших должностных лиц, членов правительств, глав государств, которых сложно привлечь к ответственности внутри страны. Российская Федерация не является государством — участником данного Суда.

Предшественниками Международного уголовного суда были международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии, а еще раньше — трибуналы в Нюрнберге и Токио по рассмотрению дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. На этих процессах осуждение высокопоставленных преступников проходило с учетом норм международного гуманитарного права.

Сформированные в современном мире механизмы привлечения военных преступников к ответственности за преступления против человечества и человечности — от Нюрнбергского трибунала до Международного уголовного суда — позволяют надеяться, что ни высокая государственная должность, ни ссылка на необходимость выполнения приказа не смогут быть причиной для освобождения виновного от заслуженного и справедливого наказания.

Международные документы по правам человека

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. По окончании Второй мировой войны многие страны мира поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт, так как неправовые, диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны. Страны-победительницы вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций.

Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, которые добровольно признали их юридическую, политическую и моральную силу.

Всеобщая декларация прав человека

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделы конституций о правах граждан).

Используемые в этом документе понятия «права» и «свободы» не тождественны, хотя и близки по смыслу. Право человека -это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то осуществлять. Свобода человека (в том виде, в котором об этом говорится в документах о правах человека) — это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитие ее положений были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека.

Особенность международных договоров о правах человека заключается в том, что они активно и плодотворно действуют посредством внутреннего, национального права, т. е. их необходимо воплотить в соответствующих правовых актах страны — кодексах, законах, указах и т. д.

Однако для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и прежде всего проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной.

Международно-правовые принципы защиты прав и свобод человека

Бородиенко В.В.
магистрант 2 курса
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются международно-правовые принципы защиты прав и свобод человека.

Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, принципы, право.

Как известно, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные источники международно-правовых принципов защиты прав и свобод человека: Устав ООН (1945 г.), Женевские конвенции (1949 г.), Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека.

Одним из важнейших международно-правовых принципов защиты прав человека следует отнести обязанность инкорпорации в российскую правовую систему принципов ратифицированных конвенций и иных международных документов. Важное значение имеет и прямое указание в национальных законах приоритета норм международных законов, признания решений международных судов, в том числе Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). Согласно третьему принципу, первичная ответственность за защиту прав и свобод лежит на национальных судебных органах.

Принцип возможности защиты нарушенных на национальном уровне прав и свобод граждан в международных судебных инстанциях нашел свое отражение в 46 статье Конституции РФ. А принцип обязательности решения международных судебных инстанций (например, ЕСПЧ) по делу для страны-ответчика прямо закреплен в п.1 статьи 46 Европейской конвенции о правах человека.

Важно также соблюдать принцип необходимости достижения баланса между публичными и частными интересами в области защиты прав человека и гражданина, как у законодателя, так и у правоприменителя [1]. Указанный принцип закреплен не только в современном международном законодательстве, но и нашел отражение в правоприменительной практике нашей страны. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях периодически указывал, что конституционные ценности «могут вступать между собой в известное противоречие», по этой причине государственным органам во время защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо руководствоваться принципами «соразмерности», «разумной достаточности», «баланса публичных и частных интересов».

Таким образом, применяя методы, использующиеся в юридической науке [2,3,4,5,6,7,8], можно прийти к выводу об универсальности рассмотренных нами принципов, тем более, что это подтверждается как отечественной практикой, так и международным правоприменительным опытом.

Литература:

  1. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 1999 г. // Вестник ВАС РФ. — 2000. — № 2. — С. 93-96.
  2. Апольский Е.А. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.
  3. Апольский Е.А. Дореволюционная диссертационная разработка римского частного права // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 85-90.
  4. Апольский Е.А. История учений о гражданском праве в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: монография. — Ставрополь, 2007.
  5. Апольский Е.А. Правосознание будущего юриста: актуальные проблемы // В сборнике: Человек в сфере социально-гуманитарного познания Сборник статей региональной научно-практической конференции. 2009. С. 29-32.
  6. Апольский Е.А., Киселев А.К. О новых подходах к обучению полицейских стран Евросоюза и последствиях их применения // Право и образование. 2008. № 6. С. 36-40.
  7. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв . // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института . 2015. № 4 . С. 51-56.
  8. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.

8. Международно-правовая защита прав человека.

Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт являются предпосылкой для становления в каждом государстве национальных институтов защиты прав человека. Систему международных стандартов по правам человека правомерно связывать с деятельностью ООН, которая выработала Билль о правах человека.

Права человека выступают базовой отраслью современного международного права. В основе международных соглашений в этой сфере находятся такие общепризнанные принципы как уважение суверенитета государств, самоопределение наций, равноправие всех людей и защита их от дискриминации, равенство прав мужчины и женщины, соблюдение прав человека в условиях вооруженных конфликтов и др. Нормы по правам человека формируются в результате многосторонних международных договоров. Определяющее положение при этом занимает ООН.

В настоящее время всю систему международных соглашений по правам человека принято разделять на три группы: первую группу составляют акты, регулирующие права человека в мирных условиях (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека), вторую группу составляют акты, защищающие человека в условиях вооруженных конфликтов (Гаагские и Женевские конвенции о законах, обычаях войны, защите жертв войны и др.), в третью группу входят международные документы, устанавливающие ответственность за преступления против прав человека как в мирное, так и в военное время (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда).

В международной системе защиты прав человека непосредственное значение имеет деятельность главных и вспомогательных органов ООН. Главную ответственность за соблюдение прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН, ее Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Важное значение имеет также деятельность Комиссии ООН по правам человека, которая работает с законодательством по правам человека, обращает внимание на способы и процедуры защиты меньшинств и предотвращения дискриминации и др.

Распространенной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание тематических механизмов (рассмотрение нарушений прав человека в определенной сфере), которые позволяют вести диалог с государствами, где нарушаются права человека или рекомендовать необходимость вмешательства ООН с применением в отношении государств системы санкций. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере. ООН может принимать решение о вооруженных мерах защиты прав человека, но только на основании решения Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступлений в данной сфере являются обязательными для всех членов ООН. Наряду с Комитетом по правам человека функции контроля в данной сфере выполняют также Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.

Кроме ООН созданы и региональные организации в области защиты прав человека. В настоящее время одной из эффективных региональных систем является Европейская система защиты прав человека. Среди организаций данной системы, выполняющих важные функции, можно назвать Совет Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Любое государство, вступающее в Совет Европы должно присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и привести в соответствие с ней свое внутреннее законодательство. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Сложилась определенная система международного гуманитарного права, действие норм которого распространяется на все государства. Согласно Конституции РФ общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то действуют правила международного договора.

31. Международно-правовая защита прав и свобод граждан рф.

Самым важным международно-правовым актом о правах человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашённая 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН. 16 декабря 1966 года Генеральная ассамблея ООН приняла «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», в 1968 году они подписаны Советским Союзом, в 1973 году ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, а в 1976 году вступили в силу для СССР и других государств, их подписавших. 4 ноября 1950 года в городе Риме заключена и подписана государствами — членами Совета Европы «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», позднее принято 11 протоколов к конвенции.

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ), подписала, в спустя два года ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и все протоколы к ней, за исключением Протокола № 6 относительно отмены смертной казни (Федеральный закон от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ).

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека подписана 26 мая 1995 года в городе Минске, ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 года № 163-ФЗ.

Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора (следовательно, суды и другие государственные органы должны применять международные договоры РФ). Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Многие права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ, однако их перечисление в Конституции РФ согласно статье 55 Конституции РФ не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

32. Институт уполномеоченного по правам чел-ка в рф и рт.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения госй защиты прав и свобод граждан; их со­блюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:

• гражданин РФ не моложе 35 лет;

• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;

• имеющий опыт их защиты.

Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ Гос Дума ФС РФ большинством го­лосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:

• Президент РФ; Совет Федерации; депутатские объединения в Госдуме; депутаты Госдумы.

Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосо­вания при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ — 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:

• заниматься политической деятельностью; любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кро­ме преподавательской, научной или творческой; быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом зако­нодательного (представительного) органа субъекта РФ; состоять на госслужбе;

Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенно­стью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:

• привлечен к уголовной или административной ответственности без со­гласия Госдумы; задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев за­держания на месте преступления); подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц); его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, сред­ства связи, документы также обладают неприкосновенностью.

Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается отдолжности в случаях:

• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом; вступления в законную силу в отношении него обвинительного приго­вора суда; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности; по личному заявлению.

3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ

рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.

Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):

• государственных органов; органов местного самоуправления; государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалобы не принимаются:

• на решения Госдумы и Совета Федерации; законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Жалоба должна содержать:

• фамилию, имя, отчество; адрес заявителя; изложение существа решений, действий (бездействия), нарушавших его права; копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

После получения жалобы Уполномоченный по правам человека:

• принимает жалобу к рассмотрению; разъясняет заявителю средства, с помощью которых он может защи­щать свои права и свободы; в случае необходимости передает жалобу госоргану, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых разрешить жалобу по существу; мотивированно отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (дан­ный отказ не подлежит обжалованию).

Уполномоченный по правам человека может по собственной инициати­ве в пределах своей компетенции принять меры по защите прав и свобод

• в случае грубого и массового их нарушения; защиты интересов лиц, не способных по тем или иным причинам за­щищать свои права.

По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется из средств федерального бюджета. Для обеспечения его де­ятельности создается специальный рабочий аппарат. Основной нормативный акт, регулирующий вопросы статуса и дея­тельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан

Руководитель: Удачина Гузель Любисовна

Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан

Руководитель: Сабурская Сария Харисовна

полномоченный по правам человека в РТ избирается на должность Государственным Советом Республики Татарстан большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.Кандидатуру на должность Уполномоченного Государственному Совету Республики Татарстан представляет Президент Республики Татарстан. На должность Уполномоченного избирается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее образование, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. истечение срока полномочий Государственного Совета Республики Татарстан или его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в РТ.