Взятка на таможне, как недобросовестные таможенники избегают наказания

Нет такого средства массовой информации, которое бы не писало о том разгуле взяточничества, которое царит в рядах представителей российской таможни. Все оправдания руководителей таможенной службы звучат достаточно размыто. Начальство утверждает, что систематически борется с коррупцией на местах и проводит чистку органов. Однако, действительность свидетельствует о противоположном. Представители таможенных органов брали взятки и продолжают брать. Просто схемы ухода от ответственности с каждым разом становятся все совершеннее.

Простой таможенник, рядовой работник, фактически никогда не берет взятки. По свидетельствам работников таможни, они ежемесячно получают некоторую сумму в конверте. Получают непосредственно от своего руководства. Размер суммы зависит от количества обслуженных клиентов (пропущенных грузов), оформленных пакетов документов. Некоторые сотрудники службы утверждают, что разработана целая компьютерная программа, позволяющая установить рейтинг каждого работника.

Для того чтобы заставить клиента раскошелиться (дать взятку), не нужно особенно много мудрить. Просто необходимо дать понять клиенту, что процедура прохождения таможенного оформления груза может растянуться на неопределенный срок. Просить бесконечное число раз сертификаты, свидетельства, договора, придираться к оформлению накладных и счетов. Со стороны может показаться, что представитель таможенных органов просто любит свою работу и относится к ней очень скрупулезно. На самом деле клиента вынуждают дать взятку и ускорить процесс оформления груза. Предлагать деньги простому работнику бессмысленно. Он просто сделает удивленное лицо и обвинит клиента во взяточничестве. Поэтому грузовладельцы предпочитают общаться с вышестоящими руководителями.

С экранов телевизоров очень многие крупные чиновники кричат о том, что бессовестные предприниматели прямо развратили систему государственной власти взятками. Просто несут и несут бедным чиновникам деньги. А чиновникам ничего не остается, кроме того, чтобы эти деньги брать. Наверное, просто из человеколюбия, чтобы не обидеть подающего. Но сейчас разговор о другом. Клиент понимает, что за ускорение таможенного оформления товара необходимо заплатить мзду. Естественно, редко кто из вышестоящего руководства берет деньги наличными. Просто на бумаге указывается номер расчетного счета, куда необходимо перевести требуемую сумму. Самое интересное, что расчетный счет наверняка принадлежит не чиновнику, а фирме, которая зарегистрирована в качестве юридического лица. В этом случае действительно трудно доказать факт взятки. Захотел человек перечислить деньги за какие-то услуги, это его право выбора.

Как только денежные средства приходят на указанный расчетный счет, руководство отдает работнику таможни приказ о том, что такое-то лицо может проходить процедуру оформления. Зачастую такую процедуру проходят в упрощенном варианте. На самом деле предусмотрено множество поблажек: беглый осмотр неразгруженного товара, поверхностное внимание к предоставляемому пакету документов, вплоть до того, что груз могут пропустить вне очереди. Клиент испытывает радость от того, что прошел проверку, таможенники испытывают удовлетворение от полученных денег. Все довольны.

Куда же расходятся полученные предприимчивыми работниками таможни денежные средства. Примерно как в мультфильме: «эта долька для ежа, эта долька для чижа…». Самую маленькую часть получает непосредственный исполнитель – тот, кто проверял груз. Следующая часть – его непосредственному руководителю, тому, кто вывел клиента на взятку. Третья часть уходит в органы надзора (вышестоящие инстанции). Для чего? Да чтобы сидели спокойно, закрывали глаза на то, что творится на местах.

Кстати, необязательно руководство таможни провоцирует напрямую клиента на дачу взятки. Есть организации, которые занимаются оформлением пакета документов для прохождения таможенного оформления груза. Как правило, сотрудники этих организаций являются бывшими работниками таможенных органов, или имеют в службе таможни крепкие связи. Вот эти-то специалисты чаще всего и озадачивают своих клиентов (грузовладельцев) ценой вопроса прохождения товара через границу. Руководство таможенного поста, таким образом, страхуется от возможности быть пойманным с поличным. Варианты передачи денег не ограничиваются безналичным перечислением. Как правило, работа через посредника предполагает передачу наличных денег.

Рассмотренные выше варианты получения взяток уже отработаны до мелочей. Поймать за руку взяточника достаточно трудно. Сами же представители таможенной службы в свое оправдание говорят о том, что их толкает на должностное преступление маленькая зарплата. Многие из таможенников уверены в том, что путем получения взятки они еще и оказывают грузовладельцам услугу. Пропускают груз достаточно быстро.

Взятки, кстати, берут не только за ускорение процесса таможенного оформления товара. Путем дачи взятки можно уменьшить стоимость перевозимого товара. Допустим, дорогостоящий товар в виде высокоточной аппаратуры, можно с помощью таможенника задекларировать как малоценный. Размер таможенной пошлины при этом будет значительно ниже.

Вообще, желающих работать на таможне, хоть отбавляй. Еще бы, схемы получения «левых» денег отработаны, риск минимален, навар максимален. Практически развитой социализм в действии. По слухам на определенные должности в органах таможни устраиваются целые тендеры (торги). Кто больше заплатил, тот должность и получил. Лет 10-15 назад работники таможни вообще купались в деньгах. Предпринимательство в 90-е расцвело буйным цветом, товары из-за границы ввозились в неимоверных количествах. Таможенники способствовали снижению пошлин путем перевода товара из одной (дорогостоящей) категории в другую. Например, импортные консервы или колбасу оформляли в качестве сырья. Ну и так далее. Новые нормы законов, принятые правительством, сделали такую схему невыгодной. Коммерсанты начали работать прозрачно. Именно в этот период и произошел отток со службы работников таможенных органов. Оказалось, что жить на одну зарплату не так увлекательно.

Но талант всегда остается талантом. Даже если он криминальный. На сегодняшний день лучшие умы теневого таможенного бизнеса разработали новые схемы получения взяток. Подделка документов, при ввозе контрафактных товаров, занижение государственных пошлин лишают российскую казну ежегодно до 20-25 млрд. долларов. Как говорил незабвенный таможенник Верещагин, — за державу обидно.

Таможня берет добро, или за что дают взятки таможенникам

Органы таможни являются одними из лидеров по объему получаемых взяток. Отметим, что под объемом подразумевается не количество взяток, а стоимость полученных работниками таможни товарно-материальных, денежных и иных ценностей, выраженных в стоимостном измерении.

Иначе говоря, количество получаемых работниками таможни взяток может быть невелико, но вот объем каждой взятки весьма значителен. Например, если инспектор ГИБДД может закрыть глаза за то или иное прегрешение за вознаграждение в 100-200 рублей, то на таможне такие суммы даже не стоит предлагать, по крайней мере для решения хоть сколь-нибудь значимых вопросов: с вами просто никто не станет разговаривать.

За что и с кого берут взятки представителя таможни? Да за что угодно и с кого угодно — все зависит от конкретной ситуации. Например, если вы контрабандой везете через границу в своей машине несколько бутылок спирта, и вас задержал бдительный таможенник — вопрос решается по «договоренности сторон». В принципе, рублей за 500 вас могут отпустить восвояси, если вы сможете убедить таможенника, что не систематически возите контрабандный спирт, а делаете это в первый и последний раз («поймите правильно — к куму на свадьбу еду, мне поручили спиртное организовать!»).

А вот руководитель предприятия, который периодически возит товар через границу и желает делать это контрабандно, может вступить в преступный сговор с работником (или — с несколькими работниками) таможни, и при каждом пересечении границы выплачивать взятку, размер которой оговаривается заранее. Это может быть твердая сумма денег в той или иной валюте, либо определенный процент от таможенной стоимости перевозимого груза, либо часть перевозимого товара, и т.п.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а какой смысл в контрабандной доставке товара? Не лучше ли делать все законно, прозрачно, и спать спокойно? Зачем нужно подвергать себя и других лишней опасности?
Никто не спорит — законно делать, конечно, лучше, более того — именно так и нужно делать. Однако обход закона иногда позволяет буквально «из воздуха» получать такие суммы, по сравнению с которыми прибыль от законного бизнеса просто «отдыхает». Например, солидный «левый» доход многие предприниматели и бизнесмены получают за счет того, что не уплачивают причитающиеся таможенные платежи (НДС, пошлины, сборы, и т.д.). А за то, чтобы таможня разрешила беспрепятственно, незаметно и безо всякой регистрации провести через границу товар, ее представителям уплачиваются приличные суммы — например, 10% от суммы сэкономленных таможенных платежей.
Чтобы было понятнее, рассмотрим такой пример: через границу контрабандно проехала фура с товаром на сумму 200 000 долларов США. Этот товар облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, следовательно, таможенный НДС составит 36 000 долларов США. Поскольку товар следует нелегально, эту сумму российский бюджет недополучит, и она осядет в руках «предприимчивых» дельцов, правда, за вычетом причитающегося «вознаграждения» работникам таможни, обеспечившим беспроблемное пересечение границы. Если «ставка» взятки составляет 10%, то нетрудно посчитать, что «оборотни в таможенной форме» получат на руки 3600 долларов США. Неплохая прибавка к заработной плате, не правда ли? Даже с учетом того, что эта сумма достанется не одному «оборотню», а нескольким.

Некоторые доморощенные бизнесмены стремятся избежать таможенного оформления товаров не столько из желания сэкономить, сколько для того, чтобы избежать огласки. Это может относиться к депутатам и чиновникам, которые занимаются бизнесом через подставных лиц (оформляют фирмы на жен, племянников, и др.), и не хотят огласки. Ведь если фирма официально провезет через таможню товар, то при необходимости дотошные следователи, журналисты, или еще кто-то вполне могут пронюхать, что эта фирма реально принадлежит влиятельному государственному служащему, а вовсе не его жене (брату, свату, и т.п.).

Стоит ли говорить, что подобная реклама ему ни в коем случае не нужна! Поэтому и платят таможенникам немалые деньги за подобную «конспирацию». Кстати, в подобных случаях обычно размер взятки оговаривается в твердой сумме, а не рассчитывается от стоимости провозимого товара, поскольку причиной контрабанды является в первую очередь не желание сэкономить, а стремление сохранить в тайне факт ведения бизнеса. Поэтому такие взятки могут намного превышать размер «среднего вознаграждения» за аналогичные услуги: представители, понимая истинные причины контрабанды, не стесняются «предъявлять внушительные счета» за свои незаконные «услуги».

Ну а если тот или иной предприниматель попался на контрабанде — здесь размеры взяток могут превышать все разумные пределы. Ведь многие нечистые на руку таможенники рассматривают подобное, как прямую попытку их «кинуть»: как же, мол, так, вместо того, чтобы «культурно договориться» и заплатить за услугу по «прикрытию контрабанды», он решил быть умнее всех и провезти контрабанду бесплатно! В таких случаях таможенники особенно беспощадны, тем более что ответственность за контрабанду в отечественном законодательстве предусмотрена довольно суровая. Поэтому в подобных ситуациях незадачливому контрабандисту иногда приходится «давать на лапу» сумму, которая может составлять до 50% таможенной стоимости товара. Как говорится, лучше потерять часть, чем остаться вообще без ничего.

На взятках попадаются не только новички, но и опытные работники таможенных органов, имеющие очень даже неплохую репутацию.

Например, недавно Следственный отдел по городу Томску следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации возбудил уголовное дело в отношении начальника отдела досмотра томского таможенного поста, проработавшего на данном месте более десяти лет, по ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки). Задержание виновного производилось силами Федеральной службы безопасности. Содействие в поимке виновного оказали его старые знакомые, которые предложили ему сесть в машину. Таможенный работник был задержан с поличным при получении взятки в размере 4 000 российских рублей, и на момент написания статьи находился под подпиской о невыезде.

Коррупция на таможне: поборы и контрабанда

Злоупотребления в таможенной сфере ежегодно приводят только к прямым потерям для госбюджета в размере около 50—100 млрд. грн.

О коррупции в таможенных органах сегодня не говорит только ленивый — о том, что таможня не только «дает добро», можно убедиться лично, взглянув на шикарные особняки, построенные родственниками отдельных руководителей Гостаможслужбы, и на уровень автомобилей, на которых передвигаются таможенные генералы.

Согласно опросу компаний MSI и InMind, проведенному в рамках проекта «Достойная Украина», число предпринимателей, имевших коррупционный опыт на таможне, выросло с 36% в 2007 году до 43% в 2009-м, а принципиально не дает взяток таможенникам лишь каждый пятый бизнесмен, связанный с внешнеэкономической деятельностью. Интересно, что власть имущие с такими данными не спорят. Так, экс-глава Гостаможслужбы Валерий Хорошковский считает, что содействие контрабанде — выгодный бизнес некоторых чиновников. А в июне 2009-го предыдущий президент Виктор Ющенко заявлял, что недопоступления в бюджет от таможни составляют 90—100 млрд грн. — эта сумма почти равна доходам от налогообложения экспортно-импортных операций в рекордном 2008 году.

Новый глава Гостаможслужбы Украины Игорь Калетник называет чуть другие, но не менее впечатляющие цифры: госбюджет из-за неверного обозначения таможенной стоимости и неправильной классификации товаров в 2009 г. потерял 50—60 млрд грн. Такую разницу цифр опрошенные нами эксперты объяснили тем, что остальные 40—50 млрд грн. таможенные службы «теряют» на откровенной контрабанде — товары ввозятся вовсе без какого-либо оформления и уплаты сборов и пошлин. По данным Службы безопасности Украины, львиная доля контрабанды (до 90%) ввозится в Украину через автомобильные пункты пропуска. Наибольшее уклонение от уплаты налогов осуществляется при импорте автомобилей и автозапчастей. На втором месте — ввоз/вывоз с нарушением таких товаров, как компьютеры, бытовая техника, мясо, алкоголь и табак. И лишь десятая часть товаров приходится на так называемую «черную» контрабанду: оружие и наркотики.

5 ПРИЧИН ТАМОЖЕННЫХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ

Инспектора, чтобы сделать прибавку к зарплате в 2—3 тыс. грн., ставят палки в колеса бизнесу и вымогают взятки

1. Неверный подход. Перед таможней ставят задачу наполнить бюджет любой ценой, тогда как в ЕС они только контролируют соблюдение нормы законодательства.

2. Высокие сборы. Размеры акцизов заставляют бизнесменов занижать стоимость товаров.

3. Устаревшее законодательство. Существующий кодекс не соответствует условиям работы (например, нужно растаможивать каждый CD-диск, не прописана работа электронного документооборота).

4. Низкие зарплаты инспекторов. На 2—3 тыс. грн. в месяц прожить сложно.

5. Общая деморализация. Давать/брать взятки не считается чем-то зазорным.

Источник данных: эксперты «Сегодня»

КОНТРАБАНДА В СУМКАХ

Чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась на таможне в течение нескольких лет, мы решили просто взять несколько эпизодов, рассказанных украинцами, и из собственного опыта.

Две очереди. Предприниматель Григорий Босенко, который месяц назад перевозил через границу для личных потребностей автозапчасти, рассказал нам, что на пункте пропуска «Чоп» (возле Ужгорода) к вечеру увидел настоящий аншлаг — выстроилась длиннющая очередь из легковых автомобилей. «По незнанию я запарковался в конце хвоста очереди, ожидая оформления, однако автомобили не двигались в течение часа», — вспоминает Григорий.

«Так ты ж без товара, чего стоишь? Тебе не сюда», — оклик «местного» был больше похож на команду («товар» — мелкая контрабанда на местном жаргоне. — Авт.). Как он объяснил, в этом месте в назначенное время собираются «свои» машины, принадлежащие родственникам сотрудников таможни и погранслужбы (в приграничных областях все знают друг друга в лицо). По команде шлагбаум открывают, и они проезжают всей вереницей границу за 15 минут без досмотра. Уже в Ужгороде на завезенные нелегально товары делают накладные, и дальше они вполне легально следуют в украинские магазины. А вот «чужие» машины идут в другой очереди и выборочно подвергаются полному досмотру. Аналогичной является ситуация и на других пунктах пропуска, как на границах с ЕС, так и на пунктах пропуска с РФ, — для жителей приграничных районов граница является кормилицей, да и другой работы просто нет. Таможенникам и пограничникам работать со «своими» тоже выгодно: те делятся доходами и не возят оружие и наркотики (борьба с «черной» контрабандой всегда находится в приоритете).

Поборы с туристов. Практически для каждого украинца, которому довелось ездить в международный рейс на автобусе, самым страшным словом является «пересменка». Дело в том, что стоять в этом случае приходится по 2, а то и 3 часа. Новая смена со свежими силами, естественно, начинает усиленно проверять пассажиров — по времени такой процесс занимает не меньше часа, а если еще и найдут что-то недозволенное, то рейс на этом может и закончиться (законодательством предусмотрена конфискация транспортного средства за провоз контрабанды в любых количествах). Чтобы не терять время и нервы, еще перед подъездом к границе пассажиры сбрасываются по 5 евро — в этом случае автобус оформляют всего за 10 минут. Естественно, все понимают, что в каждом автобусе обязательно найдется слабое звено в виде пассажира с 2—3 блоками сигарет и сумкой водки (для жителей западных регионов перевозка этих товаров является основным средством заработка), и во избежание проблем скидываются на взятки. Иностранные таможенники настолько устали с этим явлением бороться, что просто закрывают на мелочи глаза.

ПОРТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ


Порт. Грузовики здесь простаивают неделями

Одесский порт является главными морскими воротами Украины и, одновременно, клубком проблем и для таможни, и для дальнобойщиков. Дело в том, что технологическая процедура оформления грузов в нем настолько запутанная и затянутая, что грузовикам, уже загруженным товаром, приходится ждать оформления всех документов по несколько дней, а то и недель — фуры используются фактически как склад на колесах. Известен даже случай, когда водитель фактически прожил в кабине грузовика 3 месяца, а потом, не выдержав, устроил драку с персоналом порта. Тем же, кто хочет побыстрее, помогают снующие туда-сюда брокеры: за $50 процесс ускоряют в 5—6 раз. В то же время решить эту проблему не так уж и сложно: достаточно пристроить терминал для оформления грузов, а таможню оснастить сканерами, чтобы они проводили таможенную очистку еще в контейнере (до перегрузки на фуры). Проблема эта повторяется из года в год, но до сих пор «груз и ныне там». Опрошенные нами дальнобойщики считают, что нынешняя схема стимулирует коррупцию, и поэтому ее не меняют.

КОРРУПЦИЯ НА ЧАСТНЫХ АВТОПОРТАХ

Наверняка все знают анекдот про газетное объявление «Возьму в аренду кусок границы метр на метр». Однако для международных автоперевозчиков долгое время он был реальностью. Сейчас в это сложно поверить, но на протяжении 5 лет на украинских границах оформление грузов осуществлялось в частных терминалах, расположенных перед пунктами пропуска через госграницу, а таможня находилась не в собственных помещениях, а арендовала площади у частников, фактически захвативших въезд. Естественно, заезд в такие терминалы был обязательным и платным — с каждой «фуры» снимали по $20 (плата за оформление). Каждый год на такой операции частники только на пункте пропуска Дорохуск-Ягодын «поднимали» несколько миллионов долларов. Но главная проблема в том, что владельцы терминала диктовали таможенникам свои условия под угрозой выселения — часть грузовиков заставляли не досматривать. В 2008-м (с началом кризиса) заезд на терминал сделали необязательным (сейчас оформляют непосредственно на погранпереходе), но есть угроза, что вскоре могут вернуться к прежней схеме — автор этих строк видел соответствующий законопроект.

СКОЛЬКО СТОИТ ПРОЕЗД ФУРЫ

Даже если перевозчик везет абсолютно «белый» груз с идеально оформленными документами, на границе всегда найдут, к чему прицепиться, чтобы получить взятку. Стоит отметить, что в странах ЕС подобных проблем нет по простой причине — на границах производится лишь пропуск грузовых автомобилей, а всевозможные процедуры по оформлению груза и его контролю производятся на внутренних (а не приграничных) терминалах. В нашей же стране все происходит с точностью наоборот: оформление грузов происходит на границе, где представители всевозможных контролирующих органов просят деньги «за проезд». Суммы поборов, на первый взгляд, небольшие, однако, по подсчетам дальнобойщиков, за год каждый грузовик фактически облагают дополнительными сборами в размере 3—4 тыс. евро. Если учесть, что в Украине на международных маршрутах работает порядка 25 тыс. машин, получается 75—100 миллионов европейских денег.

Так, по словам опрошенных нами водителей-дальнобойщиков, сотрудники СМАП берут чисто символические 30—40 грн. и по «двадцатке» берут сотрудники фитосанитарного, радиологического, ветеринарного органов контроля. Ну и, естественно, 80 грн. нужно отдать таможеннику и пограничнику.

А вот если с документами не все идеально, выложить денег нужно намного больше. Например, если нет дополнительного сертификата на продукцию, на это закроют глаза за $50, а международными разрешениями (компетенция ДП «СМАП») на дефицитные направления, на границе часто торгуют из-под полы (от $50 до 300 в зависимости от дефицитности направления). Стоит отметить, что такая система поборов сложилась на границах еще с 1990-х годов и работает не только на украинских пунктах пропуска, но и погранпереходах других стран бывшего СССР. Так, по данным Международного союза автомобильного транспорта, именно тотальная коррупция в пунктах пропуска мешает развитию транспортных коридоров и восстановлению исторического Шелкового пути — европейские перевозчики в СНГ ездить просто боятся.

ПОЧЕМУ БАСТОВАЛИ ПОЛЯКИ

В 2007-м году польские таможенники объявили всеобщую забастовку и на протяжении почти 3-х месяцев не пропускали товары, вызвав серьезный международный скандал. Главной причиной бунта поляки назвали низкие: зарплаты (сотрудник польской таможни в среднем зарабатывал около 500 евро). Однако возник логичный вопрос почему работали за такие деньги раньше и не возмущались? Знающие люди рассказали нам, что настоящая причина забастовки — таможенникам запретили брать взятки и начали сажать.

«КОНТРАБАНДА-СТОП» ПОВЫШАЕТ ЦЕНЫ

Каждая новая-старая власть начинает свою работу с обещания закрыть все лазейки для контрабанды, однако методы борьбы, которые применялись до сих пор, лишь приводили к росту цен на прилавках магазинов. Напомним, что Кабмин Юлии Тимошенко в 2005 году провел целую PR-кампанию на тему борьбы с контрабандой. Но громкие заявления привели лишь к тому, что в течение нескольких месяцев таможенники сознательно тормозили процессы оформления грузов, устраивая полный досмотр для всех без исключения грузовиков. Затем на границе подняли размеры взяток (за быстрое прохождение фуры стали брать $40—50 вместо $20—30, а если есть проблемы с документами — $500 вместо $300). Естественно, что закладывали эти издержки в стоимость товаров: мы помним, как во второй половине 2005-го начали резко расти цены. «Это больше напоминало саботаж и дискредитацию идеи борьбы с контрабандой, чем реальные действия», — вспоминает перевозчик Виталий Омельченко из Львова: груз зимой часто выгружали прямо на снег, а летом он портился из-за долгого простоя на жаре. А за мелкие нарушения таможенных правил конфисковывали транспорт.

Но никаких кардинальных изменений в работе таможни не произошло. Эксперт по логистике Александр Шульман (работает в отрасли около 15 лет) говорит, что проблема — в подходе к работе таможни. «Она должна не наполнять бюджет, а оформлять товары и контролировать законодательство», — говорит г-н Шульман. Так, таможня при определении размера сбора, который должен оплатить бизнесмен, ориентируется на базы данных, информация в которых часто взята с потолка (их редко обновляют). А пересчитать по реальной цене соглашаются лишь за взятку. «Чтобы реально решить проблемы, нужно оснастить таможню новым оборудованием (например, рентген-системами) и автоматизированными системами документооборота», — считает эксперт.

ПЯТЬ НОЖЕЙ В СПИНУ ТАМОЖЕННОЙ КОРРУПЦИИ

Побороть злоупотребления помогут техника и повышение зарплат.

1. Переориентация функции наполнения бюджета на контрольную.

Таможню не должны заставлять искать способы как можно больше стянуть денег с бизнесмена — этот госорган должен лишь объективно контролировать соблюдение законодательства. А базы данных налоговой должны обновляться в режиме реального времени. Добавим, что нынешняя система определения таможенной стоимости является слишком сложной и непрозрачной — чтобы предотвратить коррупцию, каталоги товаров нужно выложить в открытом доступе.

2. Современная техника.

Установка специализированного современного оборудования в пунктах пропуска и в портах в 10—15 раз ускоряет процедуры прохождения товаров и упрощает работу таможни, одновременно снижая коррупционный фактор. Неплохо, если бы еще и в момент загрузки товара за инспектором следила видеокамера, а все данные передавались в автоматическом режиме на центральный сервер.

3. Автоматизировать процессы.

Существующее законодательство было разработано 10 лет назад и уже устарело. В новой редакции Таможенного кодекса необходимо расписать процедуры электронного документооборота, чтобы максимально автоматизировать процессы.

4. Повышение зарплат таможенников и повышение контроля.

Человек, представляющий интересы государства, должен ценить свою работу, а за злоупотребления и взяточничество нужно наказывать жестче — лишением свободы (сейчас за это просто увольняют).

5. Изменение технологических процедур в портах.

В морских портах на грузовики должны загружать товар, который уже прошел предварительную таможенную очистку — это позволит избежать такого явления, как «склад на колесах», когда грузовик простаивает месяцами в ожидании какой-либо бумажки. И хозяин груза хочешь не хочешь должен давать на лапу таможенникам. Сегодня в Украине есть так называемые «сухие порты», однако толку от них немного, пока не изменят технологию обработки грузов.

Про таможню и взятки.

— Какие то нагревательные элементы? — очень правильно ответил вопросом ilyavialkov и попросил рассказать про всегда захватывающую таможню.

Ну что ж, рассказываю.

Таможня — это ни разу не захватывающе. Когда-то мы возили по 10 тонн телефонов, как «отдельно следующий багаж пассажира», и не платили за таможню ни копейки.

Потом приходилось платить таможенникам немножко денег, чтобы не платить таможне ни копейки.

Потом — платить денег, чтобы заплатить таможне копейки.

А сейчас приходится готовить хренову тучу бумаг, платить все пошлины, и всё равно давать денег, чтобы таможенник просто сделал свою работу, а не докапывался по любому поводу.

Короче, по-прежнему платить приходится. Нам конечно, проще, потому что мы — завод. Пару раз помучались на Ковровском посту, не прогнулись — и теперь всё проходит более-менее ровно.

Унылая история, короче. Давайте лучше расскажу, как меня учили давать взятки. Тем более, что это связано с темой таможни.

Дело было не помню в каком году, но давно. Настолько давно, что срок давности недавно вышел.

Одним зимним вечером к нам на склад пришли два бравых молодца из центрального таможенного управления и потребовали доказать, что товар на складе растаможен легально. А что бы нам веселее доказывалось — опечатали склад, выписали какой-то там протокол и удалились. Откуда они взялись было непонятно. Может конкуренты подослали, а может они просто прогуливались по территории завода «Компрессор», и заглянули к нам чисто погреться. Погрелись.

Конечно, как любой честный человек, я намекал им на деньги, говорил ключевые слова «урегулировать образовавшуюся задолженность», «порешать проблемы» и что-то еще в том же духе. Но они были непреклонны. Выписали, опечатали и уехали.

Проблему мы «порешали» довольно быстро. Позвонили знакомым, они дали своих знакомых, и уже через пару дней я поехал на Таганку подписывать какие-то закрывающие бумаги. А потом к нам снова приехал один из тех молодцов — снять пломбы со склада. Мы разговорились, и я прямо спросил его, почему они сразу не взяли денег.

— Понимаешь, Серёг, ответил он, — чтобы я взял у незнакомого человека денег, он должен умолять меня. Упрашивать, ползать на коленях буквально. Тогда я поверю.

СБУ разоблачила на взятке руководителей таможни на Львовщине

Их задержали на получении 10,3 тысячи гривен.

Сотрудники Службы безопасности Украины разоблачили на получении взятки двух руководителей таможенного поста «Стрый» Львовской области.

Об этом сообщили в пресс-центре СБУ.

«Оперативники спецслужбы установили, что таможенники требовали деньги от предпринимателей за несоздание искусственных препятствий при таможенном оформлении товаров», — говорится в сообщении.

В течение недели был зафиксирован ряд фактов получения взяток. Поймали таможенников на получении очередного денежного транша в размере 10 тысяч 300 гривен. Операция по задержанию проводилась под процессуальным руководством областной прокуратуры.

Сейчас решается вопрос об объявлении подозрения и избрании меры пресечения.

Напомним, начальника одного из подразделений управления аккредитации, контроля и мониторинга Министерства юстиции задержали на вымогательстве взятки.