Социально-педагогическая поддержка детей-сирот

Главная > Курсовая работа >Социология

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России

1.1 Понятие социально-педагогической поддержки

1.2 История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России

1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России

Вывод по I главе

В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство – социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.

Для нашего государства в настоящее время проблема сиротства актуальна – наблюдается постоянное увеличение числа детей-сирот как реакция на социально-экономические кризисы. Ежегодно в детские дома и школы-интернаты Российской Федерации помещается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. в детские интернатные учреждения было направлено 36 112 детей-сирот – 28,2 % от общего количества выявленных детей.

До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, не созданы специальные центры по работе с семьей, отсутствует эффективная просветительская программа, раскрывающая негативные последствия сиротства для детей и общества, пропагандирующая ценности семьи и семейного воспитания.

Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию готовности воспитанника к полноценной жизни в обществе не всегда адекватна сегодняшним требованиям, необходимо активизировать работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.

Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, с опорой на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.

Наряду с общими тенденциями развития учреждений призрения сирот, свойственными России в целом, каждый регион имеет специфические особенности. Рассмотрим историко-педагогическую проблему социального призрения в России, отмечая ее региональные особенности в Новосибирской области.

Проведя анализ литературы по теме, мы можем выделить следующих авторов, занимавшихся проблемой социально-педагогической поддержки детей-сирот:

Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

В работах А. Горовцева, В. Гогена, Е. Максимова, С. Гогеля история развития социальной помощи в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.

На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. – занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Иващенко В. И. – занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую поддержку детей-сирот в истории России.

Дать понятие социально-педагогической поддержки.

Рассмотреть историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.

Изучить нормативно-правовую базу социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России.

Проанализировать историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

Рассмотреть осуществление социально-педагогической поддержки детей-сирот на современном этапе.

Объект исследования – дети-сироты.

Предмет исследования — социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, практический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

Гипотеза: Мы предполагаем, что исторический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот с учетом региональной специфики, окажется полезным в деле призрения детей-сирот.

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России


1.1 Понятие социально-педагогической поддержки

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Анализ литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.А. Стребелева, Н.Н. Толстых и др.) показал, что на сегодняшний день нет четкого разграничения между понятиями «сирота» и «социальный сирота». Проанализировав имеющиеся в науке определения сиротства (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др.), мы в нашем исследовании представляем уточнение данных терминов и их логическое соотнесение друг с другом. Так, сиротство – это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга (1997), социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский (2004), есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)». Таким образом, в нашем исследовании социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.

В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.

Анализируя труды российских и зарубежных ученых, мы установили, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера. Статистические данные показывают, что до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, почти 55% отстают в физическом развитии, от 8 до 10% сирот имеют задержку умственного развития. Проблемы психического характера связаны с ранней депривацией, а также этиопатогенезом органического характера, вследствие чего возникает ряд жизненных трудностей ребенка-сироты. Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей.

На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для детей-сирот:

детские дома семейного типа;

школы-интернаты с углубленной профессиональной подготовкой;

школы-интернаты различной воспитательной направленности.

В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нами выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:

неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;

организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;

слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Дети оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств

Цель работы состоит в комплексном анализе усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному законодательству Российской Федерации.

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.

К сожалению в современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости [1].

В последнее время наблюдается значительное усиление внимания со стороны государства, общественности и средств массовой информации к проблемам семьи и детства.

Государство берет ответственность за таких детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако, не одно детское учреждение, даже если воспитатели профессионалы своего дела, не заменит ребенку семью, даже чужую.

Нормами семейного законодательства Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи – это усыновление, опека и попечительство, приемная семья [4].

В России усыновление является приоритетной формой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей [2].

Для достижения названной цели поставлены задачи: исследовать усыновление (удочерение) как одну из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, при этом выявить субъектов усыновления и проанализировать динамику усыновления детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего – интересов ребенка.

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается.В соответствии с Семейным законодательством РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Однако последние могут быть усыновителями в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Но даже тщательно выверенное усыновление не дает стопроцентной гарантии того, что о судьбе ребенка отныне можно не беспокоиться. Поэтому установлен порядок контроля за условиями воспитания усыновленных детей. Если они переданы на усыновление в другое государство, этот контроль осуществляют консульские учреждения Российской Федерации.

В процессе исследования проанализирована динамика количества детей, оставшихся без попечения родителей за период 2006-2013 годы, проведен сравнительный анализ различных формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами. Исследование проводилось на основании данных, представленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, Министерства образования и науки Российской Федерации [3]. Данные представлены на рисунке.

Динамика устройства детей в семьи

В 2013 году по сравнению с 2006 годом количество детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 68770 человека, то есть на 58326 человек меньше. Следовательно можно сделать вывод о том, что в РФ наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Представленные данныедепартамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Министерства образования и науки Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что в течение анализируемого периода основной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является безвозмездная форма опеки и попечительства, на данную форму приходится 60 процентов. Что же касается приоритетной формы устройства детей — усыновления (удочерения), то доля ее, как видно, незначительная – на усыновление гражданами России приходится 10-11 процентов, иностранными гражданами 4-5 процентов. При этом по данной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается хотя и незначительная, но тенденция снижения.

Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей гражданами России и иностранными гражданами, свидетельствует о том, что в большей мере (в пределах 80 процентов) усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется гражданами России.Доля усыновления детей иностранными гражданами, в анализируемом периоде, незначительно менялась (1-2 процента) и в 2013 году сохранилась тенденция сокращения усыновления детей иностранными гражданами. Распределение усыновлений российских детей иностранными гражданами по странам свидетельствует о том, что наибольшее количество усыновителей на 2013 год -это представители таких стран как США — 646 детей, Испания – 502 ребенка, Франция – 245 детей, лидер в этом списке –Италия – 762 усыновленных ребенка.

Несмотря на то, что в целом по России идет тенденция сокращения усыновления детей иностранцам, в Приморском крае ситуация иная. Представленные данные свидетельствуют о тенденции снижения усыновления детей гражданами России и росте усыновлений иностранными гражданами (2010 году усыновлено иностранными гражданами 84 российских ребенка, а в 2013 – 102 ребенка.)

За пять лет из России вернули 50 оставшихся без попечения родителей детей

Министерство труда и социального развития за пять лет вернуло в Кыргызстан из России 50 детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

В силу разных обстоятельств дети — граждане Кыргызской Республики остаются без попечения родителей за пределами страны.

Основными причинами отказа матерей от детей и оставления их в детских учреждениях за пределами республики является:

  1. отсутствие постоянного места жительства;
  2. отсутствие постоянного заработка;
  3. не зарегистрированный в официальном порядке брак;
  4. нежеланная беременность.

В целях защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на территории России, Министерство труда и социального развития с 2011 года организовывает процесс возвращения (репатриации) указанных детей.

Для этого на 2015 год в бюджете министерства были предусмотрены денежные средства в размере 1,5 млн сомов.

Все репатриированные дети были направлены в дома малютки.

По возвращении министерство проводит работу по воссоединению возвращенных детей с биологическими семьями, принимает меры по социально-семейному устройству ребенка, а при невозможности устройства ребенка в семью – организует предоставление другой формы заботы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Из Москвы в Кыргызстан возвращены дети, ставшие ненужными своим родителям

Из Москвы в Кыргызскую Республики репатриированы (возвращены) еще 4 несовершеннолетних ребенка, оставшихся без попечения родителей. Об этом сообщает Министерство труда и социального развития.

Возвращение организуется при содействии Посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации и Министерства здравоохранения Кыргызской Республики.

По словам главного специалиста Управления по защите и детей Министерства труда и социального развития Назгуль Чолумовой, в силу разных обстоятельств дети — граждане Кыргызской Республики, остаются без попечения родителей за пределами родной страны. Основными причинами отказа матерей от детей, попадания детей в детские учреждения за пределами республики являются: отсутствие постоянного места жительства, отсутствие постоянного заработка, не зарегистрированный в официальном порядке брак, нежеланная беременность, один из родителей в местах лишения свободы.

«По возвращении Министерство совместно с районными управлениями социального развития ведет работу по воссоединению возвращенных детей с биологическими семьями. В случае невозможности воссоединения ребенка с биологической семьей, рассматривается вопрос о передаче на усыновление. С 2011 года на родину возвращены 85 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6-ро возвращены в 2018 году», — рассказала Н.Чолумова.

Также она сообщила, что из 85 детей по итогам репатриации: 50 детей переданы на усыновление, воссоединены с биологической семьей – 8, переданы под опеку – 3, в детском учреждении интернатного типа находятся 24 ребенка.

Согласно Закону Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» ребенок, один из родителей которого к моменту его рождения состоял в гражданстве Кыргызской Республики, а другой был лицом без гражданства или был неизвестен, является гражданином Кыргызской Республики независимо от места его рождения.

Дети,оставшиеся без попечения родителей

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

  • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
  • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
  • лишения родительских прав;
  • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
  • признания их недееспособными;
  • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
  • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
  • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны выявлять и пресекать подобные факты, а также обеспечить охрану законных прав и интересов несовершеннолетних детей.

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

О лишении отца и матери родительских прав можно узнать в этой статье.

Органам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).

Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.

Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

  • органы опеки и попечительства;
  • родственники ребенка;
  • работники медицинских, образовательных, социальных учреждений;
  • ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только органу опеки и попечительства стало известно о нарушениях прав несовершеннолетнего начинается отсчет трехдневного срока, в течении которого они обязаны посетить место проживания ребенка.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

К таким мерам относится:

  • бесплатное питание и проживание;
  • устройство в специализированные школы;
  • воспитание в государственных интернатах;
  • право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  • разовые и на постоянной основе выплаты;
  • получение жилья.

Усыновление и удочерение лиц, оставшихся без попечения родителей

Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.

Требования:

  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Порядок усыновления в судебном порядке регламентирован 125 СК РФ. Органы опеки и попечительства, а также прокуратура в полной мере обеспечивают защиту законных прав и интересов несовершеннолетнего при изучении материального состояния, фактических условий проживания, образа жизни новых родителей.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме