Новый Трудовой кодекс Украины: узаконенное рабство

Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения 15 марта поддержал подготовленный ко второму чтению проект Трудового кодекса Украины, авторами которого являются Владимир Гройсман, Людмила Денисова, Михиал Папиев и Степан Кубив, рекомендовав парламенту принять его во втором чтении и в целом как закон.

О новом Трудовом Кодексе на Украине говорят давно. Нынешний, не считая многочисленных правок, был принят в далеком 1971 году. Сколько раз после этого его пытались изменить — не сосчитать. Однако нынешняя «демократическая» власть решила все же «упростить» права рабочего и работодателя, представив проект Кодекса летом 2015 года. Давайте разберемся, действительно ли новый ТК будет лучше старого?
Был ли смысл менять Кодекс

Анализируя проект документа, можно выделить хотя бы пару моментов, которые наиболее полно укажут читателю всю несостоятельность будущего Трудового кодекса.

В одном из томов, а их насчитывается целых 9, включающих в себя 368 статей, четко фиксируется понятие «рабочее время». Что именно можно делать в рабочее время, что нельзя. Отдельно прописывается право сотрудника посещать туалет, столовую и делать небольшие перерывы. Не понятно зачем именно это было нужно. Неужели где-то еще существуют люди, запрещающие работнику посещать санузел тогда, когда ему нужно?
Или возьмем в пример обязательное письменное подписание трудового договора между нанимателем и соискателем. Насколько помнится, кто хотел оформить такого рода документы — тот оформлял без всяких проволочек. Опять-таки загадочная статья.

Таких примеров вагон и маленькая тележка. Поэтому можно с уверенностью заявить, что этот очередной проект Трудового кодекса Украины практически ничем не отличается от предыдущих отвергнутых вариантов.

Работодатель всегда прав

Возьмем, к примеру, статью 37 нового ТК. Любой сотрудник может быть привлечен к дополнительной работе, если начальству покажется, что его занятость неполная. При этом за труд, стоимость которого ниже официально зарплаты работника, доплата производиться не будет. Что это значит на практике? Любой вышестоящий хам сможет спокойно отправить инженера мыть полы, а экономиста — поить кофе сиятельных гостей. Согласно новому Кодексу именно руководитель будет определять круг обязанностей своего сотрудника.

Уволиться по собственному желанию теперь будет практически невозможно. Зато выгнать с работы можно за разглашение корпоративной (секретной) информации, непредвиденных обстоятельств (торнадо, ураган, масштабный пожар, наводнение, эпидемия), нарушение правил технической безопасности, недостаточную квалификацию и даже за не пройденный вовремя медицинский осмотр. Положим, у вас срочно горит проект, начальство все сокращает и сокращает сроки, времени пройти флюорографию, естественно, нет. Наконец вы сдаете проект и выясняете, что за свой труд вместо премии, вам выписали увольнение, так как вы не нашли времени среди рабочего аврала сходить в поликлинику. Справедливо? Депутаты считают, что да. Более того, теперь вместо двухмесячного срока уведомления о сокращении, работодатель имеет право сообщить вам, что вы уволены за 30 календарных дней (это касается предприятий, где штат насчитывает меньше 50 человек, а таких, как известно большинство).

Без какого-либо согласования с профсоюзной организацией согласно проекту должно происходить расторжение трудового договора по инициативе работодателя «на основании невыполнения или ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей», факт которого устанавливает сам работодатель. То есть, фактически руководители предприятий получают возможность произвольного, по своему усмотрению, увольнения любых неугодных им работников без каких-либо мер, механизмов со стороны профсоюза.

Радикально уменьшается, по сравнению с ныне действующим КЗОТом, ответственность работодателей за нарушение трудовых прав работников. Так, штраф за использование нелегального труда уменьшается в статье 362 с нынешних 30-ти минимальных размеров заработной платы до 10, а штраф за недопуск на предприятие государственного инспектора труда отменяется вообще.

Однако, стоит отметить и плюсы. Размер выходного пособия слегка вырос, впрочем, это и по нынешнему КЗоТу, будет высчитываться согласно размерам стажа. Также следует учитывать, что, если работодатель сумеет документально подтвердить, что за его счёт вы проходили повышение квалификации, вам необходимо отработать согласованный срок или же компенсировать затраты на обучение.

Отметим еще несколько плюсов: увеличение оплаты сверхурочных работ (правда, при этом совершенно не требуется согласие профсоюзов, им предоставляется лишь копия решения на следующий день после подписания — статьи 159 и 161), выросший на 4 дня отпуск, обязательное заключение письменного трудового договора и продленный до года срок давности трудовых споров. Все.

Всевидящее око

При этом, новый Кодекс разрешает работодателю следить за своими сотрудниками с применением технических средств, включая видеонаблюдение и вебкамеры, чтение электронной переписки и запись телефонных разговоров. «Народных» избранников не смущает, что данная статья противоречит Конституции Украины, в которой, как известно, гарантируется тайна переписки и прав на личную неприкосновенность.

Еще одним спорным моментом между будущим КЗоТом и Основным Законом Украины является возможность принятия работодателем нормативных актов в сфере труда. Прерогатива на это закреплена за государством согласно Конституции, однако 12 статья нового Кодекса разрешает начальству принимать собственные указы и распоряжения.

Что касается дальнейших минусов, таких как увеличение рабочего дня по усмотрению работодателя, право «перепродать» своих сотрудников, письменный сбор рекомендаций с прошлого места работы потенциального служащего, уменьшение роли профсоюзов (даже несмотря на то, что профсоюзы в Украине — условны), увеличение испытательного срока до 6 месяцев, новое дисциплинарное взыскание и прочих, то для их рассмотрения потребуется извести не один пуд бумаги. Поэтому остановимся на одном из самых вопиющих моментов — дискриминации работников как по половому признаку, так и по остальным.

Беременные не в почете

Несколько статей Кодекса из предложенных депутатами предполагают увольнение беременных или одиноких матерей в связи с «неисполнением или ненадлежащим исполнением ими трудовых обязанностей», а также право привлекать их к сверхурочным и ночным работам.

На практике это будет означать полное отсутствие работы для женщин, имеющих или готовящихся завести детей. При этом, при принятии на работу молодых девушек, работодатели вправе интересоваться, какие у нее планы на будущее материнство. В случае же, если дама забеременела и ушла в декрет будучи официально трудоустроенной и это прописано в ее трудовом договоре, начальство имеет право уволить ее без выходного пособия (статья 31, значительно расширяющая полномочия работодателя в отношении определения содержания трудового договора). При этом, согласно действующему ТК, матери-одиночке практически гарантируется неприкосновенность. Ее могут уволить лишь в случае ликвидации предприятия и только после того, как работодатель подыщет ей новое место. Но зачем сохранять дикие и варварские законы, придуманные в страшном коммунистическом обществе?
Заметим, к новому кодексу нардепами была предложена поправка, которая должная была запретить любую дискриминацию и на заседании комитета она была поддержана.

«Запрещается любая дискриминация в сфере труда, нарушение принципа равноправия или ограничение прав работников. Независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных убеждений, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, этнического, социального и иностранного происхождения, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличии заболевания на ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места проживания, членства в профсоюзе или другом объединении граждан», — говорится в проекте документа.

Впрочем, несмотря на это, за неполные два года, что проект находился в парламенте, все его худшие черты сохранены в неприкосновенности и права наемных работников в Украине, если законопроект будет принят в таком виде, существенно сузятся.
Резюмирую вышесказанное, можно подытожить метким высказыванием украинского экономиста Андрея Мартынюка, прокомментировавшего будущий Кодекс.
«Всё это сильно напоминает возвращение в рабство. И в этом нет ничего удивительного: пока у власти стоят олигархи, законы принимаются исключительно в их интересах».

Глава XII: Труд женщин

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается также привлечение женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышав установленные для них предельные нормы.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждаются Министерством здравоохранения Украины по согласованию с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Привлечение женщин к работам в ночное время не Допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и Разрешается в качестве временной меры.

Перечень этих отраслей и видов работ с указанием максимальных сроков применения труда женщин в ночное время утверждается Кабинетом Министров Украины.

Указанные в части первой этой статьи ограничения не распространяются на женщин, работающих на предприятиях, где заняты лишь члены одной семьи.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направления в командировку беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой работы, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет предприятия, учреждения, организации.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста трех лет.

Если заработок лиц, указанных в частях первой и третий этой статьи, на более легкой работе выше, чем заработок, получаемый до перевода, им выплачивается фактический заработок.

На основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам длительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случае рождения двух и больше детей и в случае осложнения родов — 70) календарных дней после родов, начиная с дня родов.

Продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами исчисляется суммарно и составляет 126 календарных дней (140 календарных дней в случае рождения двух и больше детей и в случае осложнения родов). Он предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов.

По желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия по государственному социальному страхованию.

Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут предоставлять женщинам частично оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком большей продолжительности.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не предоставляется, если ребенок находится на государственном содержании.

В случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более, чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.

Отпуска по уходу за ребенком, предусмотренные частями третьей, четвертой и шестой настоящей статьи, могут быть использованы полностью или частями также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически ухаживающими за ребенком.

По желанию женщины или лиц, указанных в части седьмой настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или дома. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В случае предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами собственник или уполномоченный им орган обязан по заявлению женщины присоединить к нему ежегодные основной и дополнительный отпуска независимо от продолжительности ее работы на данном предприятии, в учреждении, организации в текущем рабочем году.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в части седьмой стати 179 настоящего Кодекса, полностью или по частям в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности. Время отпусков, указанных в этой статье, в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск, не засчитывается.

Женщинам, усыновившим новорожденных детей непосредственно из роддома, предоставляется отпуск со дня усыновления продолжительностью 56 календарных дней (70 календарных дней — при усыновлении двух и более детей) с выплатой государственного пособия в установленном порядке.

Женщинам, которые усыновили ребенка из числа детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, старше трех лет, предоставляется одноразовый оплачиваемый отпуск в связи с усыновлением ребенка продолжительностью 56 календарных дней (70 календарных дней — при усыновлении двух и более детей) без учета праздничных и нерабочих дней после вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка. Этот отпуск может быть использован также отцом ребенка.

Женщинам, усыновившим ребенка (или одновременно двух и более детей, предоставляются отпуска по уходу за ней на условиях и в порядке, установленных статьями 179 и 181 настоящего Кодекса

Женщине, работающей и имеющей двух или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, или которая усыновила ребенка, отцу, воспитывающему ребенка без матери (в том числе и в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также лицу, которое взяло ребенка под опеку, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней (статья 73 настоящего Кодекса).

При наличии нескольких оснований для предоставления этой отпуска ее общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.

Указанный в части первой настоящей статьи отпуск предоставляется сверх ежегодных отпусков, которые предусмотренные статьями 75 и 76 настоящего Кодекса, а также более ежегодного отпуска, установленного другими законами и нормативно-правовыми актами, и переносится на другой период или продолжается в порядке, определенном статьей 80 настоящего Кодекса.

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, кроме общего перерыва для отдыха i питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка.

Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый.

При наличии двух и больше грудных детей продолжительность перерыва устанавливается не менее часа.

Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации и с учетом желания матери.

Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.

При отказе в приеме на работу указанным категориям женщин собственник или уполномоченный им орган обязаны сообщать им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжаловано в судебном порядке.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая статьи 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня истечения срочного трудового договора.

Собственник или уполномоченный им орган должен в случае необходимости выдавать беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов, путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

На предприятиях и в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли, детские сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин.

Гарантии, установленные статьями 56, 176, 177, частями третьей — восьмой статьи 179, статьями 181, 182, 182-1, 184, 185, 186 настоящего Кодекса, распространяются также на отцов, воспитывающих детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), приемных родителей, а также на опекунов (попечителей).

Трудовой кодекс: что поменялось в жизни работающего населения

Верховной раде 8-го созыва удалось сделать то, чего не смогли сделать их предшественники на протяжении почти 15 лет. После длительных дискуссий парламентарии приняли в первом чтении новую редакцию Трудового кодекса Украины. Соответствующее решение поддержало 258 народных депутатов.

К переходу из социалистическо-советского трудового законодательства на современное европейское некоторые нардепы оказались не готовы. Голосование за проект Трудового кодекса одновременно стало тестом для народных депутатов в готовности исповедовать европейские ценности.

Предполагалось, что Трудовой кодекс приведет трудовое законодательство к директиве Совета Европы о недопустимости различной дискриминации в сфере труда. Однако предложение учесть поправку «антидискриминационной нормы» при подготовке документа ко второму чтению набрало лишь 117 голосов депутатов при необходимых 226. Принципиальность этой поправки в том, что «антидискриминационная норма» в трудовом законодательстве – одно из условий для безвизового режима с ЕС.

О том, по какому Трудовому кодексу может жить Украина уже со следующего года, рассказал Forbes министр социальной политики Павел Розенко.

Украина часто подвергается критике за отсутствие реформ. Новый Трудовой кодекс – лучшая аргументация того, что все же мы двигаемся вперед, и это реальная реформа, и реальный шаг к изменению страны, которого все ждут, и который даст возможность возродить украинскую экономику: привлечь в Украину инвестиции, с одной стороны, и с другой – должным образом защитить социальные права работников.

История создания и внедрения нового Трудового кодекса очень печальна, потому что изменения в него обсуждались больше 10 лет. Нельзя сказать, что это ноу-хау, он разрабатывался при разных правительствах, президентах, парламентах, с участием международных экспертов. Не буду скрывать – я рад, что спустя 14 лет именно нынешняя власть нашла политическую волю и возможность приступить к его непосредственному принятию.

То, что большинство парламентариев проголосовали «за» изменения в трудовое законодательство, говорит о том, что нам все же удалось снять подавляющую часть критических замечаний, которые касались предыдущих редакций, это признание профессиональности наших специалистов, работавших над этим законопроектом.

Трудовой кодекс – своеобразная трудовая Конституция Украины, это масштабный документ из 395 статей, который касается буквально каждого человека трудоспособного возраста, и для страны в целом он имеет большое значение.

Новый Трудовой кодекс отличается от старого прежде всего своей идеологией и философией. Напомню, мы жили по Трудовому кодексу, который утверждался еще во времена УССР, в 70-м году прошлого столетия. Неудивительно, что первый вопрос, который задают инвесторы и западные партнеры, приезжающие в Украину – а в каком веке вы живете?

Мир меняется, двигается вперед, и трудовые отношения должны успевать за этими изменениями, поэтому главной задачей было перейти с советского Трудового кодекса на современный, ориентиром в его идеологии послужило европейское законодательство.

Из этого исходит вторая цель – это кодификация трудового законодательства, его обобщение и систематизация. Сложно работать с документами и нормативными актами, которые разбросаны по всей нормативной базе. В новом Трудовом кодексе все документы, регулирующие трудовое законодательство, будут сведены в один, что удобно и практично.

Если говорить о содержании и принципиальных изменениях, в проекте Трудового кодекса более упрощенно прописаны вопросы, связанные с заключением трудовых договоров, систематизирован вопрос характеристики условий труда, в частности вредных условий, четко отрегулирована норма привлечения к работе несовершеннолетних.

Также новое трудовое законодательство конкретизирует вопросы взаимодействия работодателя с профсоюзными организациями, в частности, увольнение сотрудников и сокращения штата. Детально выписан порядок проведения изменений в предприятии, в том числе это касается и массовых увольнений, чтобы при таких ситуациях не были нарушены права людей. Еще один важный пункт – это четко отрегулированная сфера надсмотра и контроля за трудовым законодательством.

Это, и ряд других положений, как, например, усиление ответственности за незаконный труд, будут способствовать легализации труда и невозможности работы в теневом секторе.

Я считаю, слишком много внимания было уделено тому, что парламентарии не поддержали «антидискриминационные нормы», не стоит посыпать голову пеплом из-за этого. Да, это является одним из требований, которые Украина должна выполнить на пути либерализации визового режима с ЕС, но нельзя сказать, что именно эта норма уже сегодня бы упростила получение безвизового режима. Будет еще второе чтение, и народные депутаты смогут внести соответствующие изменения в закон.

Безусловно, этот пункт важен, потому что это наше евроинтеграционное обязательство. Но все же Трудовой кодекс мы принимаем не для Европейского Союза, а для граждан нашей страны, которые живут и работают в Украине. Голосование этой поправки будет не очень хорошим сигналом для ЕС, но для меня важнее видеть реформу, которая нашла поддержку в Верховной раде и прописана в коалиционном соглашении. Для себя как для министра я вывожу это в один из приоритетов своей деятельности. Это возможность изменить ситуацию в трудовом законодательстве, и упустить мы ее не можем.

При доработке Трудового кодекса будет еще много дискуссий, к ней будут подключены профсоюзы и организации работодателей. Впереди тяжелый труд, но у нас есть все шансы, чтоб до конца года утвердить этот законопроект в целом.

У меня как у специалиста, и у Министерства социальной политики в целом, конечно, есть замечания к проекту Трудового кодекса, как есть вопросы и у профсоюзов, и работодателей. Философию законопроекта я полностью поддерживаю, однако, чтобы не было двойственной трактовки, должны быть внесены уточнения.

То, что я могу отметить, это, например, процедура увольнения работников. Конечно, работодатель хочет более мобильную рабочую силу, чтоб решения по изменению штата, увольнениям принимались легче и эффективнее, но вместе с этим должны быть должным образом защищены и социальные права, нужно искать баланс.

Я конструктивно настроен дорабатывать документ, вносить и отстаивать свои предложения. Но я не вижу принципиальных вопросов, которые могут сорвать этот процесс в целом, и по которым мы не сможем договориться. Уверен, в процессе работы все будет урегулировано, и концентрироваться на том, что нас разъединяет, было бы неправильно. Считаю, что сделать фундаментальную реформу трудового законодательства – по нашим силам.

Трудовой кодекс тяжелый труд

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, ст. 211 ТК РФ определяет государственные нормативные требования охраны труда; ст. 212 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации; ст. 214 определяет основные правила по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими; ст. 215 запрещает ввод в эксплуатацию производственных объектов, не отвечающих требованиям охраны труда; ст. 217 рассматривает основные положения службы охраны труда в организации; ст. 221 устанавливает порядок выдачи средствами индивидуальной защиты работникам и т.д.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

 Вступивший в силу Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181- устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например: Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п.

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда.

· Оптимальный (легкий) труд:

· Допустимый труд (средней тяжести).

· Вредный (тяжелый) труд.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости

3 степень – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести в периоде трудовой деятельности, росту хронической патологии;

4 степень – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Условия труда могут быть также:

Токсикологическая классификация вредных веществ. С…

Вредное вещество — вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности.

Формы трудовой деятельности, их характеристика.

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности.

Кодекс законов о труде

Кодекс Законов о труде Украины — КЗоТ Украины
с изменениями от 18.09.2018 года

КЗоТ Украины регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждении, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

КЗоТ Украины (Кодекс законов о труде) регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. КЗоТ Украины устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.