Проект постановления Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «О толковании пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 41, пункта 6 статьи 23, пункта 4 статьи 24, статей 46, 48, 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в вопросе о том, с какого момента возникают права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении земельных участков, которые им переданы»

Проект

Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «О толковании пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 41, пункта 6 статьи 23, пункта 4 статьи 24, статей 46, 48, 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в вопросе о том, с какого момента возникают права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении земельных участков, которые им переданы»

В соответствии с подпунктом л) пункта 3 статьи 70 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, руководствуясь статьей 91 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Принять толкование пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 159-З-III (САЗ 02-29,2) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 3 января 2003 года № 221-ЗИД-III (САЗ 03-1); от 27 февраля 2003 года № 248-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 21 апреля 2003 года № 266-ЗИД-III (САЗ 03-16); от 25 мая 2004 года № 419-ЗИД-III (САЗ 04-22); от 27 июля 2007 года № 265-ЗИ-IV (САЗ 07-31); от 24 ноября 2008 года № 594-ЗИ-IV (САЗ 08-47); от 9 января 2009 года № 635-ЗИД-IV (САЗ 09-2);от 16 января 2009 года № 650-ЗИД-IV (САЗ 09-3); от 23 апреля 2009 года № 735-ЗИД-IV (САЗ 09-17); от 4 октября 2010 года № 185-ЗИ-IV (САЗ 10-40); от 26 мая 2011 года № 74-ЗИ-V (САЗ 11-21); от 29 сентября 2011 года № 155-ЗД-V (САЗ 11-39); от 9 июля 2012 года № 132-ЗИ-V (САЗ 12-29), во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 41, пункта 6 статьи 23, пункт 4 статьи 24, статей 46, 48, 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в вопросе о том, с какого момента возникают права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении земельных участков, которые им переданы, в следующей редакции:

«В соответствии с нормами пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики земельные права и обязанности возникают:

а) из договоров и иных сделок с правами на землю, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок с правами на землю, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

б) из актов государственных органов и местных органов власти, предусмотренных законом в качестве основания возникновения земельных прав и обязанностей;

в) из судебного решения, установившего земельные права и обязанности;

г) вследствие причинения вреда в результате нарушения земельного законодательства Приднестровской Молдавской Республики;

д) вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также событий, с которыми законодательство связывает возникновение земельных прав и обязанностей.

Пунктом 1 статьи 21 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики определены виды прав на землю граждан и юридических лиц. Так, данным пунктом установлено, что граждане и юридические лица могут обладать в силу закона:

а) правом пожизненного наследуемого владения земельным участком;

б) правом долгосрочного пользования земельным участком;

в) правом краткосрочного пользования земельным участком;

г) правом аренды земельного участка;

д) правом субаренды земельного участка;

е) земельным сервитутом.

Статьями 22, 23, 24, 25, 26, 29 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлены основания приобретения каждого из перечисленных в пункте 1 статьи 21 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики видов права, а также определено, что лица, которым земельные участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение, долгосрочное пользование обладают правами владения и (или) пользования этими участками.

Таким образом, с момента возникновения юридических фактов, перечисленных в пункте 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики между государством в лице уполномоченных органов государственной власти и юридическими лицами, гражданами возникают земельные правоотношения, состоящие из взаимных прав и обязанностей сторон земельных правоотношений.

Пункт 6 статьи 23, статья 46, статья 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики устанавливают права землевладельцев, землепользователей и арендаторов в отношении земельных участков, которые им переданы. При этом пункт 4 статьи 24, статья 48 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики определяет обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Из анализа вышеуказанных норм Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики следует вывод о том, что Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики разделяет понятие и правовой статус права на землю граждан и юридических лиц, определяя в качестве такового сам вид вещного права (статья 21 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики), и непосредственно земельные права, перечисленные в пункте 6 статьи 23, статьях 46, 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

При этом согласно пункту 2 статьи 41 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики государство признает права граждан и юридических лиц на землю и защиту государством неприкосновенности этих прав с момента выдачи документов, удостоверяющих права на землю, прошедших государственную регистрацию.

Пунктом 1 статьи 142 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право долгосрочного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики права на землю удостоверяются:

а) право пожизненного наследуемого владения земельным участком – свидетельством о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения;

б) право долгосрочного пользования земельным участком – свидетельством о государственной регистрации права долгосрочного пользования земельным участком;

в) право аренды земельного участка (его части) и земельной доли – договором аренды;

г) право субаренды земельного участка (его части) – договором субаренды;

д) право краткосрочного пользования земельным участком – договором о временном пользовании земельным участком.

Согласно пункту 2 статьи 277 Гражданского Кодекса Приднестровской Молдавской Республики государство в лице уполномоченных органов может предоставлять земельные участки юридическим и физическим лицам в срочное, долгосрочное пользование, в том числе в аренду, а также во владение и пользование граждан на праве пожизненного наследуемого владения.

Определяя момент возникновения земельных прав и обязанностей, необходимо принимать во внимание момент возникновения земельного участка как объекта земельных прав. Исходя из содержания пункта 1 статьи 278 Гражданского Кодекса Приднестровской Молдавской Республики, регламентирующей нормы в отношении земельного участка как объекта права пользования, территориальные границы земельного участка определяются на основе документов, выдаваемых пользователю (владельцу) государственными органами, в ведении которых находятся вопросы земельных ресурсов и землеустройства. Соответственно, с момента выдачи таковых документов, к числу которых относятся документы, прямо указанные в пункте 1 статьи 278 Гражданского Кодекса Приднестровской Молдавской Республики, земельный участок обособляется и становится объектом пользования (владения) соответствующего гражданина, юридического лица. Условия и пределы осуществления права землепользования соответствующим земельным участком юридическим лицом, гражданином, устанавливаются согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики законом или договором с уполномоченными государственными или муниципальными органами.

Земельные права представляют собой многоаспектный и комплексный правовой институт, при соблюдении установленных законом условий образующий титул права на землю. Формирование у лица права на землю проходит несколько стадий, на первой из которых уполномоченным органом государственной власти, в ведении которого находится соответствующий земельный участок, в соответствии со статьями 11-17 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики принимается решение о выделении земельного участка и осуществляется отвод земельного участка в натуре. На этом этапе у субъекта возникшего земельного правоотношения появляется право на заключение с уполномоченным органом государственной власти договора на соответствующее право владения, пользования либо аренды земельного участка.

С момента прохождения следующей стадии формирования у лица титула права пользования землей — заключения договора на соответствующее право владения, пользования либо аренды земельного участка – у субъекта земельных правоотношений возникают земельные права, указанные в качестве прав землепользователя в договоре, равно как и корреспондирующие им обязанности землепользователя. При этом с момента фиксации соответствующего разрешенного использования земельного участка в документах, указанных в пункте 4 статьи 9 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, у лица, которому предоставлен земельный участок, возникает право использования земельного участка, то есть право извлекать из него полезные свойства, и одновременно в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики возникает обязанность соблюдать требования, включаемые в разрешенное использование земельного участка.

Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики не определяет юридический факт государственной регистрации права на землю, права землепользования в качестве основания для возникновения земельных прав, прав землепользования, и не предусматривает возникновения земельных прав из свидетельства о государственной регистрации права, определяя таковое (свидетельство о регистрации права) в качестве документа, удостоверяющего право на землю (статья 44 Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики), но не в качестве основания возникновения права на землю.

Кроме того, определяя момент возникновения земельных прав, а также прав землепользования необходимо учитывать, что согласно части первой пункта 2 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объекты недвижимого имущества (к каковым относятся и права на земельные участки) и сделки с ними, возникшие до введения в действие данного Закона, а именно, до 1 января 2012 года, не требуют обязательной государственной регистрации.

Соответственно, на уровне действующего законодательства уже закреплена норма, согласно которой права на земельные участки, возникшие до 1 января 2012 года, предоставленные в соответствии с земельным законодательством, признаются с момента вынесения решений уполномоченных органов государственной власти и не несут за собой необходимости осуществления государственной регистрации прав на данные земельные участки.

Таким образом, согласно пункту 2 статьи 41 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики и пункту 1 статьи 142 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики государственной регистрации подлежит вещное право на землю, виды которого перечислены в статье 21 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, но не земельные права, права землепользования, которые возникают из юридических фактов и действий, перечисленных в пункте 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, статьях 282, 285 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

К числу возникших по указанным выше основаниям земельных прав относятся и предусмотренные статьей 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики права на судебную защиту способами, установленными гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и способами, устанавливаемыми действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики. Данные положения статьи 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики не вступают в противоречие с пунктом 2 статьи 41 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, который устанавливает непосредственно момент признания и защиты государством неприкосновенности прав граждан и юридических лиц на землю как титула права на землю.

Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики не установлены сроки осуществления государственной регистрации права на землю, в связи с чем не проведение государственной регистрации права на землю не освобождает землепользователя от исполнения установленных обязанностей и требований, изложенных в земельном законодательстве, в документах на разрешенное использование земельного участка, равно как и не лишает такого землепользователя земельных прав.

Следовательно, с момента возникновения установленных пунктом 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, статьями 282, 285 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики оснований возникновения земельных прав лицо приобретает статус землепользователя и права землепользователя, установленные пунктом 6 статьи 23, статьями 46, 99 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, а также корреспондирующие данным правам обязанности, перечисленные в пункте 4 статьи 24, статье 48 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики и закрепленные соответствующим договором на право землепользования».

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Верховного Совета

Приднестровской Молдавской Республики В. Н. Красносельский

Земельное право пмр

Министерство юстиции
Приднестровской Молдавской Республики

Официальное опубликование законов и иных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики

Ищите нормативные документы на сайте Юридической литературы

А.В. Калякина
старший преподаватель кафедры трудового и экологического права Института истории государства и права ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Ценность земли, её важность для развития человечества в целом предопределили тот факт, что она является предметом правового регулирования во многих отраслях права: экологического, земельного, гражданского, конституционного. Однако основное место среди них отводится, безусловно, земельному праву.
Земельное право ПМР имеет короткую историю, но его нынешнее состояние является продолжением длительной исторической эволюции советского земельного права, развивающегося преимущественно вокруг отношений собственности на землю Краснова И.О. Земельное право. М., 2003. С. 21. .
Как совершенно справедливо отмечалось в юридической литературе, советское земельное право в качестве самостоятельной отрасли возникло в результате национализации земли, определившей исключительный характер собственности государства на землю и, как следствие, приведшей к выделению всей совокупности отношений, связанных с такой собственностью, в их особый вид — земельных отношений, требующих специального правового регулирования См.: Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 3. . Иными словами, признание земли собственностью исключительно государства, означавшее в правовом плане, в частности, её полное исключение из гражданского оборота, явилось основной причиной для выделения земельного права в самостоятельную отрасль См.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. М.,1999. С.21. .
Однако, может ли это означать, что с отменой права собственности на землю исключительно государства могут отпасть и объективные причины для существования земельного права как специальной отрасли? Так, В.А. Дозорцев полагает, что в результате ликвидации монополии государственной собственности на землю земельные отношения распадаются на регулируемые гражданским и административным правом и поэтому основания для признания земельного права самостоятельной отраслью отпадают, поскольку «земля попадает в сферу действия гражданского права, становясь объектом экономического оборота» Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике// Государство и право. 1994. № 1. С. 26. .
Однако, на наш взгляд, при постановке вопроса о выделении земельного права в самостоятельную отрасль только по признаку наличия исключительной государственной собственности на землю полностью исключается подход к земле как к недвижимому имуществу. С данным положением достаточно сложно согласиться даже применительно к земле как к объекту права исключительной собственности государства. Ведь одно то, что земля — объект права собственности, означает, что земля не может быть исключена из недвижимого имущества, недвижимых вещей, поскольку само право собственности является разновидностью вещного права, т.е. права на вещь. Будучи объектом права собственности только государства, земля никогда не теряла своих свойств как имущество, но это было имущество, полностью исключённое из гражданского оборота. Более того, признание земли имуществом даже в условиях права собственности исключительно государства, на наш взгляд, отнюдь не исключает специфику земли как объекта прав, а, напротив, эту специфику подчёркивает.
Необходимо также отметить, что в вопросе о критериях выделения отрасли законодательства в специальную отрасль справедливо рассматривать не только как, какими способами регулируются те или иные общественные отношения, но и чем они регулируются. «Поскольку одни и те же отношения (предмет) могут быть объектом регулирования разных отраслей в зависимости от целей и характера регулирования. В ещё большей степени такая неоднозначность относится к методу. В силу чего однозначную определённость отрасли создаёт сочетание предмета и метода с третьим критерием — степенью регулирования, наличием кодификационного акта Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. М., 1992. С. 55. .» Таковым в ПМР является Земельный Кодекс ПМР, принятый 17.07.2002 г.. К иным кодификационным актам в ПМР можно отнести: Гражданский Кодекс ПМР 2000 г., Закон ПМР «Об охране окружающей природной среды» от 23 ноября 1994 г., Закон ПМР «О плате за землю» от 30 сентября 2000 г., Закон ПМР «Об аренде» от 8 августа 1995 г. и др.. Основы земельно-правового режима ПМР заложены в Конституции ПМР от 17.01.1996 г., нормы которой составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого земельного законодательства.
Необходимо отметить, что в отличие от иных отраслей права, особенность земельных отношений отнюдь не определяется субъектным составом права собственности на землю, а специфическим объектом, по поводу которого возникают эти земельные отношения См.: Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение» / Под ред. проф. В.В.Петрова. М, 1997. С.65..
Конституция ПМР (ст. 5) признаёт землю (как и иные природные ресурсы) объектом права исключительной собственности государства. В то же время этой же статьёй предусматривается право пожизненного пользования граждан земельными участками с правом наследования. Одновременно Земельный Кодекс ПМР (ст. 6) в качестве объекта земельных отношений называет земельные участки, части земельных участков, земельные доли (паи), права на земельные участки, их части и доли, но не называет в качестве объекта землю.
Таким образом, закономерно возникает вопрос об отсутствии однозначной определенности понятия объекта земельных правоотношений в приднестровском законодательстве.
Для выяснения сути данной проблемы представляется необходимым обратиться к российской юридической литературе, анализ которой позволяет сделать вывод, что в земельном праве достаточно сложная структура объекта земельных правоотношений.
Так, по мнению И.О.Красновой земля может рассматриваться в качестве объекта земельных отношений, но при условии, если они носят потенциальный, а не реальный характер Краснова И.О. Земельное право. М, 2003. С.ЗЗ. . В этом случае речь идёт о земле не в её естественном состоянии как дара природы, а о земле, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения См.: Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М, 1958. С. 137. . В то же время наличие у земли определенных естественно-природных свойств обуславливает закрепление в правовых нормах особого поведения различных субъектов, начиная от государства, его органов и кончая землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Это же и определяет специфику как реализации права собственности государства на землю, так и деятельности государства в лице его органов по распределению, рациональному использованию и охране земель. А поскольку именно эта специфика отражается прежде всего в соответствующих нормах Конституции ПМР (статьи 5, 40, 50, 52, 56), то представляется возможным сделать вывод, что в юридическом смысле земля является объектом конституционного регулирования.
Объектом же в «реальных» земельных правоотношениях выступают земельные участки, их части, земельные доли (паи) и права на земельные участки.
Таким образом, земельные правоотношения возникают не по поводу земли как природного объекта или ресурса (это сфера действия природоресурсного законодательства). Объектом земельных правоотношений является индивидуализированная часть земли, т.е. конкретный земельный участок. Иначе говоря, земельный участок является самостоятельным объектом земельных правоотношений. Все, юридически значимые признаки земельного участка и его пространственная сфера как объекта государственной собственности отражены в Гражданском Кодексе ПМР (ст.278). Земельный Кодекс ПМР (ст. З) конкретизирует нормы Гражданского кодекса ПМР, определяя земельный участок как часть поверхности Земли, имеющую фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.
Анализ законодательства показывает, что в настоящий момент имеются два легальных определения земельного участка. Согласно первому (ст.З Земельного кодекса ПМР) он определяется как часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Он может быть делимым и неделим. В соответствии со вторым (ст. 163 Земельного кодекса ПМР) земельный участок понимается как объект государственного учета и регистрации; его формирование (индивидуализация и описание) сопровождается ведением кадастрового дела и завершается присвоением ему кадастрового номера в государственном земельном кадастре с оформлением и выдачей кадастрового паспорта и плана земельного участка (ст. 164 Земельного кодекса ПМР).
Земельные участки, выделяясь из состава земель Единого Государственного Земельного Фонда, обособляются не только физически, т.е. на местности, но и юридически, т.е. права конкретных субъектов на данный земельный участок закрепляются в документах, имеющих юридическую силу.
Физическое обособление земельных участков производится в процессе землеустроительных мероприятий, установления границ и межевых знаков уполномоченными гражданами и организациями в установленном порядке См.: О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе//Государство и право. 1997. №3. С. 36. . Земельный кодекс ПМР (ст. 169) в качестве объектов землеустройства рассматривает все земли независимо от форм землевладения и землепользования их целевого назначения.
Юридически земельные участки обособляются путем издания различного рода документов — законов, иных нормативных правовых актов, лицензий, разрешений на право пользования, заключения договоров аренды, включение в кадастры данных о площадях и размещении категорий земель, предоставлении земельных участков.
Одними из признаков, присущих юридическому понятию земельного участка, являются его границы и местоположение.
Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и выполнения обязанностей лицами, использующими земельные участки на законных основаниях См.: Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. / Под ред. проф. М.М. Бринчука и проф. О.Л.Дубовик. М., 2005. С.230. .
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права государственной собственности и иных вещных прав. Согласно ст.278 Гражданского кодекса ПМР, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых пользователю (владельцу) государственными органами, в ведении которых находятся вопросы земельных ресурсов и землеустройства.
Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются материалы межевания объектов землеустройства, землеустроительная документация, карты (планы) объекта землеустройства,
утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно должно быть закреплено в документах государственного земельного кадастра, который содержит информацию о местоположении земельных участков, правовых характеристиках земель, характеристиках количества и качества земель и экономических характеристиках земель (ст. 163 Земельного кодекса ПМР).
Только такое многогранное описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка, на наш взгляд, может оптимально выражать юридическое понятие земельного участка.
Также необходимо отметить, что существующие границы земельных участков должны приниматься во внимание при определенных обстоятельствах. В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса ПМР установление или уточнение границ земельного участка на местности осуществляется во всех случаях, требующих отграничения земельного участка от других земель, на основании решения о предоставлении земельного участка.
При первичном формировании земельного участка его границы устанавливают по имеющимся в наличии планово-картографическим материалам (ст. 164 Земельного кодекса ПМР). При этом границы и размеры земельного участка должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями не только земельного, но и градостроительного законодательства См.: Земельное право: учеб. / С.А.Боголюбов (и др.); под ред. проф. С.А.Боголюбова. М., 2005. С.46. .
Немаловажное значение имеет также предусмотренная законодателем норма о том, что границы земельного участка устанавливаются с учетом границ смежных земельных участков (при их наличии) и естественных границ самого земельного участка.
Следует сразу отметить, что характеристика юридического понятия земельного участка будет неполной, если не определить понятие «смежного земельного участка». Практически всегда понятию «земельный участок» корреспондирует понятие «смежный земельный участок» См.: Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журн. Росс. Права. 1997. №2. С.9. . Правовое значение взаимосвязанного использования этих двух понятий заключается в том, что с их помощью осуществляется индивидуализация земельного участка и постановка участка на кадастровый учет. Именно поэтому п.6 ст. 164 Земельного кодекса ПМР предусматривает, что «земельный участок считается сформированным, если он имеет установленные геометрические размеры, его границы согласованы со смежными землепользователями и арендаторами и обозначены на кадастровых картах. ».
Тем не менее нельзя не отметить, что иногда в законодательстве вместо понятия «смежный земельный участок» используется термин «соседний земельный участок» без учета существенного различия между ними. Примером тому может служить ст.292 Гражданского кодекса ПМР, согласно которой собственник недвижимого имущества, а также пользователь и (или) владелец земельного участка вправе требовать от пользователя и (или) владельца соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Признавая объектом земельных правоотношений земельный участок в целом, Земельный кодекс ПМР (ст. 6) в качестве объекта называет также и часть земельного участка. Хотя из смысла земельного законодательства вытекает тенденция определения условий для формирования земельного участка как единого целого. Так, ст.6 ЗК ПМР допускает возможность деления земельного участка, поскольку необходимость в этом часто возникает на практике. Однако результатом выделения части земельного участка обычно является формирование самостоятельного, отдельного участка земли ( с сохранением прежнего правового режима).
Наряду с этим возникают ситуации, когда части одного и того же земельного участка могут использоваться разными лицами; или когда участок используется одним лицом, но часть его используется на одном титуле, а другая — на ином; или когда отдельные части одного и того же земельного участка имеют различный правовой режим. В таких случаях приходится выделять части земельного участка как отдельные объекты земельных отношений См.: Попов М.В. О нарушениях конституционных прав граждан на землю в субъектах Федерации // Журн. росс, права. 1998. №8. С.31. .
Доктриной земельного и экологического права разработаны и внедрены в правовое поле понятия, которые фактически тождественны понятию «земельный участок». Так, некоторые виды земель транспорта представляют собой достаточно узкую полосу земли очень большой протяженности, например, полосы отвода железных или автомобильных дорог. Было бы не совсем точным применять термин «земельный участок» в отношении таких земель, учитывая, что их основной отличительный признак — большая протяженность. Поэтому применительно к этим землям используется термин «полоса отвода» См.: Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. С.184-185. .
Необходимо также отметить, что наряду с понятием «земельный участок» в законодательстве используется и такое понятие, как «угодье». Выделяются разные виды угодий. Так, ст. 106 Земельного кодекса ПМР рассматривает сельскохозяйственные угодья как вид земель сельскохозяйственного назначения. Здесь же определяются подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, залежи земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища. Земельный кодекс ПМР (ст. 142) предусматривает, что не используемые для нужд лесного хозяйства сельскохозяйственные и другие угодья на землях лесного фонда могут предоставляться для сельскохозяйственных и других целей в аренду или временное пользование.
Понятие «угодье» в современном законодательстве отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов См.: Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред.: проф. Г.Е. Быстров, проф. Б. Д. Клюкин. М, 2002. С.412. . С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли. Главное отличие понятья «угодье» от понятия «земельный участок» заключается в том, что угодье не индивидуализируется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, что и земельный участок. Как правило, угодье является частью самостоятельного земельного участка, поэтому индивидуализация угодья осуществляется путем индивидуализации всего земельного участка.
Таким образом, земельный участок является непосредственным объектом именно земельных правоотношений; в отличии от земли, которая, как уже было сказано выше, в юридическом смысле является объектом конституционного регулирования.
Следует иметь в виду, что, несмотря на такое довольно сложное понимание объекта земельных правоотношений, понятия «земля», «земельный участок» и др. всегда выступают во взаимосвязи и динамичном взаимодействии и нередко используются как синонимы, заменяющие друг друга в различных контекстах И.О. Краснова. Земельное право. М., 2003. С.36. .
В зависимости от вида земельных правоотношений в каждом конкретном случае объектами земельных отношений могут выступать как земли Единого Государственного Земельного Фонда ПМР в целом, земли административно-территориальных единиц, отдельные категории земель, земельные участки, так и части земельных участков и даже земельные доли.
Так, объектами права владения и пользования всегда выступают отдельные индивидуально обособленные в установленном порядке земельные участки, переданные заинтересованным лицам во владение, пользование или аренду; части земельных участков, закрепляемых на праве ограниченного пользования (сервитут), либо земельные доли. В то же время, являясь объектом земельных правоотношений в области использования земель, земельный участок не перестаёт быть при этом объектом права собственности государства на землю.
Одновременно в сфере государственного управления землями объектом земельных правоотношений может быть весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра), или земля в пределах административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта), или отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство). Но здесь выбор объекта зависит от уровня государственного управления, полномочий государственных органов и видов управленческой деятельности См.: Дзейтов С.А. Соотношение сфер и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов на землю и другие природные ресурсы: проблемы т еории и практики // Конституционное и муниципальное право. 1998. №1. С.25.
Использованная литература:
1. Конституция ПМР от 17 января 1996 г. Краткий постатейный комментарий./Бюллетень экономической и правовой информации: Сб. норм. докум. по отрасли права. Тирасполь, 2000.142 с.
2. Гражданский кодекс ПМР от 21 февраля 2000 г. Часть 1. Тирасполь, 2000. 267 с.
3. Земельный кодекс ПМР от 17 июля 2002 г. Тирасполь: Мин-во юстиции ГУ «Юридическая литература» ПМР, 2002. 144 с.
4. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации/Коллектив авторов/Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. 599 с.
5. Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/Отв. ред.: доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. М., 2002. 649 с.
6. Земельное право: учеб. / С.А. Боголюбов (и др.); под ред. С.А. Боголюбова. М., 2005. 400 с.
7. Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/Под ред. проф. В.В.Петрова. М., 1997. 300с.
8. Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. М., 2003. 270 с.
9. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. М., 1999. 127 с.
10. Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. Сборник материалов к заседанию «круглого стола». Под ред. доктора юридических наук, проф. М.М. Бринчука, доктора юридических наук, проф. О.Л.Дубовик. М., 2005. 277 с.
11. Общая теория советского земельного права. М., 1983. 314 с.
12. Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике//Государство и право. 1994. № 1.
13. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. М., 1992. с. 111.
14. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958.
15. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе//Государство и право. 1997. № 3.
16. Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журн. Росс. Права. 1997. №2.
17. Попов М.В. О нарушениях конституционных прав граждан на землю в субъектах Федерации // Журн. росс, права. 1998. №8.
18. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М, 2000.
19. Дзейтов С.А. Соотношение сфер и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов на землю и другие природные ресурсы:
проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 1998. №1.

Земельное право пмр

Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законодательства о землеустройстве и землепользовании»

П Р О К У Р А Т У Р А

ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Методические рекомендации

«Прокурорский надзор за исполнением законодательства

о землеустройстве и землепользовании»

1. Общие положения

Земля является важнейшим природным ресурсом, главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах, а также пространственным базисом для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

В Приднестровской Молдавской Республике природные ресурсы являются объектом исключительной собственности государства, что составляет основу общественных отношений в области их охраны, и должно обеспечивать условия для комплексного и рационального их использования.

Государственный резервный фонд составляют земли, отчужденные от хозяйств и переданные в распоряжение местных органов власти для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, аренды земли, и используемые исключительно в сельскохозяйственном производстве.

Государственный учет земель (земельных участков) представляет собой свод сведений о наличии, состоянии и использовании земель Приднестровской Молдавской Республики и ее административно-территориальных образований, а также сведений о категориях отдельных землепользователей, арендаторов и других держателей прав, получаемых в процессе формирования прав на земельные участки.

Правовая охрана земель представляет собой установленную законодательством систему юридических мер, направленных, прежде всего, на защиту земель от самовольного использования, на обеспечение платного использования земель в соответствии установленными категориями.

2. Нормативая правовая база

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере землепользования и землеустройства являются:

— Конституция Приднестровской Молдавской Республики (ст.5, 50, 52);

— Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики;

— Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики (Глава 17);

— Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2000 года № 334-3 «О плате за землю» (СЗМР 00-3).

Необходимо уяснить, что в основе осуществления права собственности на землю, землепользования, землевладения лежат положения статьи 5 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Несомненное значение для реализации права на землю имеет глава 17 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в которой земля определена как объект гражданских прав и отнесена к. категории недвижимых вещей.

Согласно статье 211 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики земля находится в исключительной собственности государства и может предоставляться только в пользование и (или) владение. Данное положение является определяющим для регулирования земельных правоотношений.

Государство в лице уполномоченных государственных органов реализует право собственности на землю путем ее предоставления физическим и юридическим лицам в срочное, долгосрочное пользование, в том числе в аренду, а также во владение и пользование гражданам на праве пожизненного наследуемого владения.

Основным правовым актом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики.

Согласно статье 18 Земельного кодекса граждане Приднестровской Молдавской Республики могут иметь земельные участки на праве: пожизненного наследуемого владения; долгосрочного пользования; краткосрочного пользования; аренды.

Юридические лица могут иметь земельные участки на праве: долгосрочного пользования краткосрочного пользования; аренды.

Особое значение имеет отнесение земли к той или иной категории. Отнесение земли к какой-либо категории определяет рамки (виды) ее использования.

Так, статья 7 Земельного кодекса устанавливает, что земли в Приднестровской Молдавской Республике по целевому назначению подразделяются на следующие основные категории:

а) земли сельскохозяйственного назначения;

б) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

в) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения;

г) земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природнозаповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);

д) земли лесного фонда;

е) земли водного фонда;

ж) земли государственного запаса;

з) земли государственного резервного фонда.

В процессе проверки основное внимание следует уделить землям сельскохозяйственного назначения

Категория земли и разрешенное использование земли указывается в государственном земельном кадастре; регистрационной (поземельной) книге; в договорах и иных документах, оформляющих сделки с правами на землю; в свидетельствах и иных документах, удостоверяющих право на землю.

Основания возникновения земельных прав и обязанностей, государственная регистрация прав на землю регулируется статьями 40-45 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов установлены в главе 5 (статьи 46-49) Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии со статьей 48 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики землевладельцы обязаны:

— использовать землю в соответствии с ее основным целевым назначением;

— соблюдать установленные режимы использования земель;

— своевременно приступать к использованию земель;

— своевременно платить земельный налог;

-своевременно предоставлять в органы государственной власти сведения о состоянии и использовании земель.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение земельного законодательства. В частности, статьи 52,53,54,55,56, Кодекса Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях предусматривают ответственность: за бесхозяйственное использование земель; порчу и загрязнение сельскохозяйственных земель; несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению; самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства; уничтожение межевых знаков.

Кроме того, в главе 9 Земельного кодекса (в статьях 85-96) предусмотрены основания и порядок прекращения и ограничения права на землю.

Установлена и уголовная ответственность за противоправные действия в области землепользования в следующих статьях Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республик: 166 (регистрация незаконных сделок с правами на землю), 250 (порча земли), 251 (нарушение правил охраны и использования недр)

Кроме того, в главе 9 Земельного кодекса (в статьях 85-96) предусмотрены основания и порядок прекращения и ограничения права на землю.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее. В настоящее время, в области принудительного прекращения прав на земельные участки в Приднестровской Молдавской Республике действует статья 91 Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республике, где в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 1 вышеуказанной статьи Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики, при выявлении нарушений в области землепользования на виновных юридических лиц или граждан уполномоченными государственными органами, налагается штраф в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, одновременно с наложением штрафа органами выносится предупреждение об устранении в срок до трёх месяцев допущенных нарушений, в случае не устранения выявленных нарушений земельного законодательства в установленные сроки — внесением в органы государственного управления или местный орган власти, предоставившие земельный участок, представление о прекращении прав на земельный участок.

На практике предусмотренные указанной статьей Земельного кодекса санкции применить не представляется возможным по причине отсутствия в Кодексе Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях статей, регламентирующих применение к нарушителям мер административного воздействия в виде штрафов, в результате чего нарушается последовательность действий процедуры принудительного изъятия земельных участков.

В целях восстановления последовательности действий процедуры принудительного изъятия земельных участков и устранения пробелов в последовательности действий процедуры принудительного изъятия земельных участков в настоящее время разработан и представлен на рассмотрение Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики проект закона о внесении соответствующих дополнений в Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях.

3. Компетенция местных органов власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса в государственной собственности находятся все земли Приднестровской Молдавской Республики.

Распоряжение земельными участками осуществляют органы государственного управления Приднестровской Молдавской Республики, местные органы власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, определяемой Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики, иными законами и другими нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, разработанными в соответствии с Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики.

Так, в соответствии со статьями 12, 13 Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики к компетенции городских и районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относятся утверждение программ по использованию и охране земель в комплексе с другими природоохранными и градостроительными мероприятиями; контроль за соблюдением земельного законодательства; предоставление льгот по взиманию платы за землю в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статьей 38 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике» определены полномочия государственной администрации в области использования и охраны земли, других природных ресурсов, окружающей среды.

В соответствии с наделенными упомянутой правовой нормой полномочиями государственная администрация:

1) предоставляет земельные участки в пределах своей территории, изымает их, передает в аренду и другие виды временного пользования гражданам, предприятиям (объединениям), учреждениям и организациям всех форм собственности в порядке, предусмотренном земельным законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

2) регистрирует право землевладения, договоры на аренду и другие виды временного землепользования;

3) ведет государственный земельный кадастр;

4) организует проведение землеустроительных работ, дает разрешение на проведение изыскательных работ, осуществляемых на его землях;

5) предоставляет отводы для разработки полезных ископаемых, контролирует соблюдение при их разработке законодательства и проведение необходимых природовосстановительных мероприятий;

6) обеспечивает соблюдение всеми землепользователями природоохранного законодательства, выполнение ими обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивацией нарушенных земель, насаждению полезащитных лесополос; организует проведение экологической экспертизы как проектов, так и возводимых объектов, работы предприятий (объединений), организаций и учреждений, загрязняющих воздушный и водный бассейны; приостанавливает действие актов любых органов на своей территории, принятых с нарушением законодательства об охране природопользования, а также работу предприятий (объединений), организаций и учреждений, которая ведет к ухудшению экологического состояния;

7) отменяет разрешения на хозяйственную деятельность или приостанавливает работу предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране природы, землепользовании и использовании местных природных ресурсов;

8) предъявляет иски соответственно в суд или Арбитражный суд о возмещении материального ущерба, причиненного нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Статьей 14 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что к компетенции городской государственной администрации в области регулирования земельных отношений относятся:

а) разработка и выполнение городских программ по использованию и охране земель в комплексе с другими природоохранными и градостроительными мероприятиями;

б) принятие решения о предоставлении земельных участков в порядке и случаях, оговоренных настоящим Кодексом;

в) изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

г) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;

д) государственный контроль за использованием и охраной земель;

е) досудебное разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;

ж) установление обременений земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

з) разработка правил застройки земельных участков и принятие решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения земельного законодательства, а также эколого-санитарных и градостроительных норм в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

и) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

В силу статьи 15 Земельного кодекса компетенцией районной государственной администрации в области регулирования земельных отношений является:

а) принятие решения о предоставлении земельных участков в порядке и случаях, оговоренных настоящим Кодексом;

б) изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

в) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;

г) разработка и выполнение районных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв;

д) организация проведения работ по землеустройству;

е) организация разработки и ведения землеустроительной документации;

ж) установление границ земель сельских поселений;

з) государственный контроль за использованием и охраной земель;

и) досудебное разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;

к) установление обременений земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

л) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 17 Земельного кодекса к компетенции сельского (поселкового) Совета народных депутатов в области регулирования земельных отношений относит:

а) принятие решения о предоставлении земельных участков в порядке и случаях, оговоренных настоящим Кодексом;

б) изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

в) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;

г) организация проведения работ по землеустройству;

д) организация разработки и ведения землеустроительной документации;

е) контроль за использованием и охраной земель;

ж) установление обременений земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

з) досудебное разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;

и) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Следует также обратить внимание на то, что в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 14 июня 2007 года N 417 «О разграничении полномочий между республиканскими органами государственной власти и местными органами власти, местного самоуправления в области регулирования земельных отношений в части отвода, изъятия земельных участков, отнесения земель или земельных участков к категориям и переводе их из одной категории в другую» Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 30 декабря 2009 года N 909 внесены изменения и дополнения которыми, соответствии со статьями 72 и 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 11 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в целях оперативного рассмотрения материалов по отводу и изъятию земель или земельных участков, отвод и изъятие земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения при добровольном отказе пользователя (владельца) от земельного участка, части земельного участка или земельной доли, ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) юридического лица-пользователя (владельца) земельного участка или земельной доли либо смерти гражданина-пользователя (владельца) земельного участка или земельной доли осуществляется на основании решений государственных администраций городов (районов) Приднестровской Молдавской Республики по материалам, подготовленным землеустроительными службами при государственных администрациях городов (районов) Приднестровской Молдавской Республики и согласованных с республиканским органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы регулирования земельных отношений».

Упомянутым Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики также установлено, что один экземпляр решений государственных администраций городов (районов) Приднестровской Молдавской Республики об отводе и (или) изъятии земель или земельного участка направляется в налоговые органы в трехдневный срок со дня их принятия.

Следует учесть, что в статье 159 Земельного кодекса отдельно закреплена компетенция органов, к ведению которых отнесены вопросы землеустройства в районах (городах), по ведению государственного земельного кадастра, к которой относится:

а) формирование земельных участков совместно со специально уполномоченными на то органами и присвоение им кадастровых номеров;

б) государственный учет земель (земельных участков) в районе (городе);

в) составление отчетов о состоянии и использовании земель в районе (городе) и подготовка предложений по совершенствованию системы кадастровой документации;

г) предоставление кадастровой информации пользователям (потребителям);

д) систематическое изучение спроса на кадастровую информацию о наличии, состоянии и использовании земель в районе (городе);

е) оформление документов для регистрации прав юридических и физических лиц на земельные участки.

Также необходимо учитывать, что статьей 160 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что основными базовыми документами, в которых осуществляется ведение государственного земельного кадастра, являются: кадастровое дело; государственная кадастровая книга; кадастровая карта; дежурные кадастровые планшеты.

В кадастровое дело включаются документы, на основании которых производится формирование земельного участка.

В государственной кадастровой книге производится присвоение кадастровых номеров сформированным земельным участкам, ведется государственный учет, в процессе которого вносятся сведения о земельных участках, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и настоящим Кодексом.

Обязательными элементами кадастрового номера земельного участка являются коды района или города, являющегося административно-территориальной единицей Приднестровской Молдавской Республики, номера кадастровой зоны, кадастрового массива, кадастрового квартала, земельного участка.

Кадастровым номером земельного участка идентифицируется соответствующее кадастровое дело.

На кадастровой карте Приднестровской Молдавской Республики отражаются границы районов и городов, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами Приднестровской Молдавской Республики, их наименования и наименования районных центров. На кадастровой карте Приднестровской Молдавской Республики проставляется кадастровый номер самостоятельной административно-территориальной единицы Приднестровской Молдавской Республики.

На кадастровой карте района наносят границы и номера кадастровых зон, дежурных кадастровых планшетов.

На кадастровых картах земель населенных пунктов и садоводческих товариществ показывают номера кадастровых массивов, кварталов.

Дежурные кадастровые планшеты ведутся по землям населенных пунктов и садоводческих товариществ, а также по землям других категорий.

Дежурный кадастровый планшет является неотъемлемой частью кадастровой карты района, города и иного населенного пункта, включая садоводческие товарищества, и на нем указывают номер земельного участка.

При этом, порядок ведения кадастровых карт, дежурных кадастровых планшетов устанавливается органами государственного управления.

Основными разовыми документами государственного земельного кадастра являются: кадастровый паспорт земельного участка; план земельного участка.

План земельного участка содержит: кадастровый номер земельного участка, реквизиты документа, удостоверяющего право на земельный участок, ограничения в пользовании земельным участком, обременения (сервитут) земельного участка, права других лиц; графическое изображение земельного участка, включая здания, строения, сооружения и иные объекты недвижимости, геоданные (дирекционные углы, длины линий), а также описание смежеств; должность исполнителя и удостоверяющую подпись должностного лица.

План земельного участка является приложением к документу, удостоверяющему право на земельный участок. В случаях, когда землепользование состоит из нескольких черезполосно расположенных земельных участков, право на которые возникло на одном основании, то оформляется один план земельного участка.

Вспомогательными документами государственного земельного кадастра, сопровождающими кадастровое производство, являются материалы съемок, обследований, изысканий, инвентаризации земель, каталог координат, ведомости вычисления площадей, экспликации земель, материалы оценки земли, земельные балансы и другие.

Проверка должна быть нацелена на максимально полное выявление и документирование:

1)нарушений закона, допускаемых органами государственной власти, при исполнении своих полномочий и осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, к которым относятся:

— предоставление земельных участков в пользование, несовместимое с целевым назначением этих участков;

незаконный перевод земель из более ценной категории в менее ценную категорию;

незаконное освобождение от уплаты земельного налога;

— незаконное введение оплаты за те или иные виды деятельности отделов управлений государственной администрации, органов местного самоуправления, не предусмотренные законодательством или не составляющих их непосредственные обязанности;

пассивность контролирующих органов, которая заключается в том, что они не применяют меры административной ответственности, не добиваются фактического устранения нарушений, не принимают мер к
возмещению ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства, не используют своего права на предъявление исков в суды и арбитражные суды при наличии оснований для возмещения ущерба;

нарушение порядка привлечения к административной ответственности;

освобождение контролирующими органами нарушителей земельного законодательства от административной ответственности; .

— не выделение средств из бюджета, либо не целевое использование средств, выделенных из бюджетов на проведение природоохранных мероприятий, мероприятий по землеустройству, в частности по ведению земельного кадастра.

2) нарушений закона со стороны землепользователей (юридических и физических лиц), основными из которых являются:

не использование или не целевое использование земельных участков, а также использование земли способами, приводящими к ее деградации и загрязнению;

захламление земель, использование их под размещение несанкционированных свалок;

загрязнение земель производственными отходами и сточными водами;

— уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране почв;

4. Источники получения информации о нарушениях земельного законодательства

Объектами прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства являются акты представительных и исполнительных органов власти, деятельность контролирующих органов и землепользователей.

Основными источниками сведений о нарушениях земельного законодательства являются:

— решения органов местной власти по вопросам, закрепления земельных участков за гражданами и юридическими лицами;

— документы землеустроительных служб органов местной власти;

— решения органов местной власти о передаче земли, случае невозможности ее использования землепользователями, а также об изъятии земельных участков;

— материалы проверок и статистические данные землеустроительных служб;

— письма, заявления, жалобы по вопросам землепользования, поступившие в органы местной власти;

— документы государственной налоговой инспекции по учету плательщиков земельного

налога, наложению взысканий на физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты земельного налога;

— информация о проведенных органами местной власти проверках рационального использования земель, выявленных нарушениях и принятых мерах;

— планируемые органами местной власти, мероприятия по обеспечению контроля за использованием и охраной земель.

5. Основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки.

1. Выяснить, на основании какого правового документа (положения, устава), осуществляется деятельность землеустроительной службы государственной администрации; ознакомлены ли специалисты службы со своими должностными обязанностями; планируется ли работа службы; выполняются ли запланированные мероприятия; обеспеченность службы необходимым оборудованием, приборами, картографическими и иными материалами для проведения землеустройства; имело ли место привлечение специалистов землеустроительной службы к дисциплинарной или иной, установленной законом ответственности?

2. Созданы ли государственной администрацией на подведомственной территории муниципальные унитарные предприятия, также осуществляющие землеустроительную, геодезическую деятельность (изучить их уставные документы на предмет наличия в них функций контроля, иных функций, которые по действующему законодательству не должны делегироваться органом исполнительной власти унитарному предприятию)?

Как построено взаимодействие (в т.ч. как осуществляется документооборот) между землеустроительной службой государственной администрации и муниципальным унитарным предприятием, предприятиями иной формы собственности, имеющими лицензии на геодезическую деятельность, по выполнению ими работ и оформлению документов по заявлениям физических и юридических лиц, о подготовке необходимых документов для регистрации прав землепользования? По каким расценкам выполняются эти работы (каким нормативным правовым актом эти расценки утверждены). Соблюдаются ли при этом сроки рассмотрения ходатайств физических и юридических лиц, установленные пунктом 4 статьи 58 и пунктом 7 статьи 59 Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики?

3. Какое количество заявлений в проверяемый период поступило от граждан и юридических лиц о предоставлении, перерегистрации земельных участков; в какие сроки они рассмотрены, и какие решение по ним приняты (выборочно проверить их законность)?

4. Какое количество решений, и по каким правовым основаниям, было принято о прекращении и ограничении прав на землю (проверить их законность); обжаловались ли такие решения заинтересованными лицами в судебном порядке (указать результат рассмотрения дел судом, Арбитражным судом)?

5. Выявлялись ли землеустроительной службой факты: нерационального и неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; использования земель сельскохозяйственного назначения способом, приводящим к понижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки (в т.ч. — поджог стерни), какие правовые последствия наступили?

6. Выявлялись ли факты использования земельных участков не по
целевому назначению либо сверх сроков, определённых в подпункте н) статьи 85 Земельного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики; какие меры в связи с этим предпринимались?

7. Какое количество земельных споров, разрешено в досудебном порядке государственной администрацией; какова роль в этом земельной комиссии (проверить полномочия, порядок деятельности, решения, принимаемы земельной комиссией)?

8. Возбуждались ли по инициативе государственной администрации по материалам землеустроительной службы уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 166, 250, 251 Уголовного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики, какие приняты по ним решения?

9. Выявлялись ли факты причинения вреда, причиненного юридическими
лицами и гражданами в результате нарушения земельного законодательства; возмещен ли вред; были ли предъявлены в этой связи исковые заявления в суд, на какую сумму, каков результат их рассмотрения?

6. Меры прокурорского реагирования

По результатам проверки, руководствуясь положениями Конституционного закона от 31 июля 2006 года № 66-КЗ-1V «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики», необходимо принять меры прокурорского реагирования, исходя из характера выявленных в процессе проверки нарушений законодательства, их распространенности, степени тяжести и наступивших негативных последствий.