Статистика малого бизнеса

Росстат: 40% предприятий малого и среднего бизнеса занято в сфере торговли

По оценке Росстата, малый и средний бизнес в России почти на 40% занят в сфере оптовой и розничной торговли. Приведенные данные статистическое ведомство озвучило по итогам первого сплошного федерального статистического наблюдения, направленного на изучение основных экономических показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в 2010 году.

Согласно материалам статведомства, 38,3% малого бизнеса в РФ приходится на сферу оптово-розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий. На втором месте — операции с недвижимым имуществом и аренда (21,1%). К сфере строительства относится 11,1% малых юридических лиц. В сфере добычи полезных ископаемых и на обрабатывающих производствах занято 10,7% отечественного малого бизнеса. В сфере транспорта и связи заняты 6,1% малых предприятий, на прочие виды экономической деятельности приходится чуть более 10% малых предприятий.

Численность занятых в малом бизнесе в России ведомство оценивает в 25,2% от всех занятых. Вместе с тем на субъекты малого и среднего бизнеса приходится 95,2% от общего количества юридических лиц в нашей стране. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет 28,5%.

В 2010 году в России, по данным Росстата, было зарегистрировано 1 млн 670 тыс. юридических лиц в сфере малого бизнеса. Осуществляли деятельность 1 млн 267 тыс. Численность индивидуальных предпринимателей составила 2 млн 928 тыс., осуществляли деятельность 1 млн 914 тыс.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В настоящее время мы все чаще слышим «Программа развития малого бизнеса», «Помощь малому бизнесу » и др. А что вообще такое малый бизнес? И зачем он нужен? Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Для каждой страны существуют определенные критерии определения малого предпринимательства. Цель малого предпринимательства — это увеличение рабочих мест государства, причем не просто занять людей, а возможность приумножить человеческие ресурсы страны. Учитывая то, что предприятие малое, оно и быстрее реагирует на местные условия хозяйствования. Малое предприятие достаточно легко открыть, и оно мало затратно по сравнению с крупным бизнесом.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Так же существует в Российской Федерации ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей

Рассмотрим разделение малого предпринимательства по отраслям (рис 1).

Как мы видим большая доля малых предприятий занята в торговле, что говорит о прибыльности этой отрасли.

Рассмотрим малый бизнес на примере 3-х зарубежных стран: Японии, Германии и Соединённых Штатов Америки.

Градация предприятий в США:

  • от 1 до 24 человек- наименьшее;
  • от 25 до 99-малое;
  • от 100 до 499 человек- промежуточное;
  • от 500 до 999-крупное;
  • свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.

Так же существует ограничение по выручке. В США чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3 до 12 млн. $В США существует разделение по отраслям для малых предприятий (табл. 1).

Таблица 1 Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %

Малые предприятия торговли

Главная > Курсовая работа >Экономика

Глава 1. Сущность деятельности малых предприятий

Глава 2. Малые предприятия торговли

Глава 3. Программы поддержки малого бизнеса

Малые предприятия во всех развитых странах выступают одной из главных движущих сил экономики и индикатором ее состояния. Зарубежный опыт развития малых форм предпринимательской деятельности показывает, что при помощи гибких и мобильных относительно рыночной ситуации хозяйствующих субъектов, коими являются малые предприятия, обеспечивается воспроизводство большей части ВВП, решается проблема безработицы и многие другие социальные вопросы.

Российские малые предприятия вновь начали свою деятельность лишь в конце XX века, после возрождения института частной собственности и свободы предпринимательской деятельности. За такой короткий срок невозможно создание наиболее благоприятных условий для хозяйствования этого типа экономически активных субъектов. Это означает, что российские малые предприятия действуют в условиях влияния множества факторов и проблем, отсутствия системы государственной поддержки. В числе проблем ключевыми являются административные препятствия, финансовые неплатежи, отсутствие микрофинансирования.

Актуальность темы данной работы определена тем, что в последнее время одной из наиболее быстро и динамично развивающихся стала сфера услуг, в которой функционируют предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта и других видов непроизводственной деятельности. Лидирующие позиции в сфере услуг занимают малые предприятия торговли. Торговля выступает связующим звеном между производителем и потребителем продукции, с одной стороны обеспечивая сбыт продукции, а с другой — выявление потребностей общества в различных товарах и их удовлетворение. Поэтому изучение проблем в деятельности малых торговых предприятий, а также путей их решения и направлений развития деятельности предприятий торговли представляет интерес, как для российских, так и для зарубежных ученых.

Целью исследования является деятельность малых предприятий в торговле.

Для достижения цели курсового исследования необходимо выполнить следующие задачи:

проанализировать подходы к определению предпринимательской деятельности;

дать характеристику малым предприятиям и выделить их отличительные черты;

определить особенности деятельности малых предприятий торговли;

Предметом исследования является деятельность малых предприятий торговли по организации процесса купли-продажи товаров.

Объектом исследования выступают малые предприятия торговли Волгоградской области.

Теоретическую и методологическую основу работы составили общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез, комплексность), наблюдение, ряды динамики, метод статистических группировок и метод экспертных оценок.

Глава 1. СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малые торговые предприятия, как объект нашего исследования, осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, поставленных при организации предприятия и обеспечения непрерывности процесса купли-продажи товаров.

В экономической литературе единого определения предпринимательской деятельности не существует. Это связано с тем, что предпринимательство представляет собой настолько разноплановый процесс, что дать единое определение, охватывающее все его стороны, просто невозможно, и множественность трактовок понятия предпринимательской деятельности объясняется различными подходами к объяснению ее содержания. Как понятие, предпринимательскую деятельность, по нашему мнению, следует определять исходя из ее цели, сформулированной в экономической литературе.

Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли [4; 7;8] или индивидуального дохода в результате превышения доходов над суммой расходов, необходимых для производства товара и его реализации, либо разницей между ценой покупки товара у производителя и ценой его продажи конечному потребителю.

Социальный аспект предпринимательской деятельности ранее не рассматривался в экономической литературе, определялась лишь ее материальная направленность, которая, как нам кажется, полностью не раскрывает сущности данного экономического процесса. По нашему мнению, прибыль используется для удовлетворения личных потребностей предпринимателя, имеет и общесоциальную направленность, так как возникает в результате удовлетворения общественных потребностей в товарах или услугах, объем, ассортимент и качество которых также определяются на основе общественного спроса. Более того, малые предприятия осуществляют свою экономическую и хозяйственную деятельность и в тех рыночных сегментах, которые не привлекательны для крупных и средних предприятий, но имеют высокую социальную значимость.

Предпринимательство, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80%о всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует.[2]. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 ООО новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг^ Из 40 млн. рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн. человек. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Таким образом, из изложенного следует, что малые предприятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:

— во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело);

во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;

в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления каждого открыть свое собственное дело, то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью часто ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как «С.Реппу» и « Seaes », контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Сотрудничество дает возможность этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий.

Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать их самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему «франчайзинг» в монополистические производственные комплексы; большие компании являются клиентами малых фирм, а последние — поставщиками для больших фирм.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.[6].

Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а, следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, а также общественных малых предприятий приходится 84% [7].

Глава 2. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Традиционно малый бизнес в торговле и оказании посреднических услуг считается самым популярным видом малого бизнеса в нашей стране. Доля индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, оказанием консультационных и посреднических услуг составляет порядка 80%, среди малых предприятий — юридических лиц более половины также занимаются торговой деятельностью. Такое неравномерное распределение по сферам деятельности малого бизнеса обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией в нашей стране, когда для малого бизнеса в торговле существовали благоприятные условия, а для развития малого производственного бизнеса не делалось почти ничего.

В последние годы во многих городах было построено большое количество торговых центров, где без труда можно было взять в аренду площади; заброшенные заводские помещения, базы и иные объекты с успехом использовались в качестве складов для товаров; количество предлагаемых офисных помещений в многоэтажных бизнес-центрах, на тех же заводах или в НИИ превышало спрос представителей малого бизнеса торговли, риэлторских контор, разного рода консультаций и т.п.

Финансовый кризис существенным образом повлиял на сложившуюся ситуацию. Многие предприниматели, создавшие малый бизнес в торговле, теперь рассматривают варианты другого вида бизнеса, так как спрос на многие товары в России значительно снизился, и арендные платежи за торговые площади для многих стали непосильным грузом.

В начале сентября 2009 года Госдума поддержала Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В связи с этим, малый бизнес в розничной торговле, скорее всего, будет довольствоваться только теми местами, где крупным торговым сетям будет невыгодно размещать свои магазины.

В статье 14 Закона N 381 «О торговле» принятого Госдумой 28 декабря 2009 года и вступившего в силу с 1 февраля 2010 года говорится, что размещение нестационарных торговых точек (павильонов, киосков, ларьков) будет зависеть от местоположения стационарных строений. Кроме того, необходимо будет в схемах расположения таких торговых точек обеспечить их равномерное распределение [13]. Безусловно, розничный малый бизнес в торговле создавал конкуренцию крупному бизнесу, а теперь предприниматели уверены, что их конкурентоспособность может в значительной мере снизиться, так как удобное для покупателей местоположение торговой точки — один из ключевых моментов успешного торгового бизнеса.

Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка г. Санкт-Петербурга Алексей Третьяков высказывает мнение, что, исходя из Закона «О торговле», мелкорозничный формат рассматривается как вспомогательный, а не равноправный по отношению к крупным торговым точкам, и новые законодательные нормы конкуренцию в розничной торговле практически ликвидируют.

Проблемы с размещением мелкорозничного малого бизнеса в торговле есть везде, только в цивилизованных странах власти стараются поддержать малый бизнес в торговле, и регламентируют строительство крупных магазинов на окраине или за пределами города, либо ограничивают время работы супермаркетов. У нас же этот вопрос остается открытым.

Розничная торговля — один из наиболее кредитозависимых секторов экономики. Ее оборот за 2009 год составил 155 млрд. рублей. Последствия финансового кризиса вызвали снижение темпов роста. Если в 2007 году оборот розничной торговли увеличился на 15,3 процента, то по итогам 2009 года прирост составил 13,7 процента к уровню предыдущего года. С сентября 2008 года начало появляться замедление темпов роста, обеспеченность товарными запасами по области к концу года сократилась с 30 дней до 24 дней торговли.

С середины ноября 2008 года с финансовыми проблемами столкнулись руководители сетевой розницы, реализующие продовольственные товары.

Поставщики продукции инициировали пересмотр договоров в части сокращения сроков платежей.

Ситуацию в торговле в конце 2008 года нельзя было назвать критичной, в начале 2009 года она еще более стабилизировалась. Несколько крупных сетевых предприятий розничной торговли: «Магнит», «Пятерочка», «Ман», «Радеж», «Лента», «Карусель», «Реал» — работают в штатном режиме, не испытывают недостатка в товарах, свели к минимально возможному сроку оплату за поставленный товар.

Несмотря на трудности, предприятия торговли не намерены сворачивать деятельность, стремятся к развитию сети. Это магазины с расширенной кассовой линейкой, большим количеством парковочных мест. Оптимизация организации торгового процесса позволяет им решить главную задачу — довести продукцию до потребителя кратчайшим путем по минимальной цене. Кроме того, решается задача по предоставлению рабочих мест — только «Лента» дала работу 400 жителям Волгограда, требуются работники в «Магнит» и «Пятерочку».

Несмотря на сложные экономические условия, ни одна из действующих компаний не заявила о возможном сокращении рабочих мест либо прекращении своей деятельности. В крупных предприятиях торговли имеются свободные вакансии.

Предприятия сетевой розницы в 2009 году сохранили практику размещения продуктов питания местного производства на так называемых «социальных полках». В качестве примера предложено использовать практику социальной программы, внедренной ООО «Центральный рынок», где на протяжении 2008 года реализовывались макаронные изделия, крупы, сыр твердый, рыба и рыбопродукты, мясо птицы, яйцо, кондитерские изделия, плодоовощная продукция со скидкой до 20 процентов. Это предприятие продолжило свою программу в 2009 году: продажа товаров со скидкой, предоставление бесплатных торговых мест на сельскохозяйственном рынке для продавцов собственной выращенной продукции.

Кроме того, продукция производства под собственными брендами «Магнит», «Метро», «Лента», «Пятерочка» реализуется по ценам ниже сложившихся в области по отдельным группам продовольственных товаров.

Реализация социальных программ сетевой розницей, проведение ярмарок и активная работа сельскохозяйственных рынков позволило в 2009 году удержать уровень цен на хлеб пшеничный, муку, говядину, мясо птицы, сахар, масло животное, яйцо столовое и снизить — на рыбу мороженую, колбасу, сметану, творог, маргарин, крупу, макаронные изделия.

Малые предприятия торговли в сложившихся экономических условиях работают в обычном режиме: сокращения персонала, количества рабочего времени и уменьшения заработной платы не планируется.

Этому способствует ряд факторов.

Во-первых, малые предприятия потребительского рынка приобретают товар для последующей реализации, как правило, с предоплатой или за наличный расчет.

Во-вторых, многие малые предприятия осуществляют свою деятельность в собственных помещениях, не прибегая к услугам аренды.

В-третьих, штатная численность этих предприятий невелика.

Однако, малые предприятия оптовой торговли, которые как раз и являются поставщиками предприятий розничной торговли, сталкиваются с проблемой получения кредитов по новым ставкам.

Повышение кредитных ставок повлечет за собой рост цен на товары. Кроме того, ослабление курса рубля ведет к увеличению цен на импортные товары или на товары, произведенные с привлечением импортных компонентов.

В 2010 году на фоне снижения покупательской способности населения, вследствие сокращения персонала и изменения режима работы в других отраслях экономики, а так же увеличения розничных цен, было зафиксировано снижение темпов роста оборота розничной торговли. Кроме того, на росте

Глава 3. ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

кадровое и консультационное обеспечение;

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.[3].

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного -отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в сфере торговли в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Предпринимательство в сфере торговли занимает наибольшую часть, если соотносить его с малым предпринимательством в целом.

На сегодняшний день в нашей стране продолжается активная работа по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса — это лучший выход для России — это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 2008, стр.80

Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М., 2008, стр. 5.

Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М., 2004, стр. 6

Колганов М.. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист 2004, №1, с. 77 — 82.

Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2004.

Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., «Малое предпринимательство». М., * ИНФРА-М.,2001 г.

Малый бизнес: методика и результаты анализа. //Вопросы статистики, 2009, № 8.

Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 2006, №7.

Чепуренко А. «Проблема финансирования в российском малом бизнесе», 2009. №11. стр. 9.

Место малого бизнеса России в международной торговле

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Кудишов О. Г. Место малого бизнеса России в международной торговле // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/archive/33/3745/ (дата обращения: 16.11.2018).

В малом бизнесе всех без исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической активности, широком использовании глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности. Однако степень воздействия данного процесса и включения в него малых предприятий страны зависит от национальных особенностей, государственной политики в области внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, готовности и способности противостоять вызовам глобализации на основе национальных конкурентных преимуществ и использовании передового опыта малых фирм зарубежных стран. Во многих научных исследованиях слабые и сильные стороны малого предпринимательства в национальной экономике России достаточно подробно изучены и определены. Однако внешнеэкономические аспекты деятельности данных бизнес-структур ни в отечественных, ни в зарубежных работах до сих пор не были подвергнуты комплексному и глубокому анализу. Причиной тому является до сих пор преимущественно национальная специфика малого бизнеса, отсутствие достаточных средств, ресурсов для выхода за рубеж.

Наряду с крупными корпорациями, в том числе транснациональными корпорациями, одним из активных субъектов международного бизнеса являются малые и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный бизнес.

Во многих странах мира малые и средние предприятия в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные – на внешние рынки. В условиях глобализации мировой экономики в последние годы малые и средние предприятия, освоившие новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых и средних предприятий России уже чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать более конкурентоспособными (в том числе на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения. Это выдвигает на первый план задачу поиска инструментов и способов борьбы с негативными проявлениями процесса глобализации, способствующей росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров, перераспределению богатства в пользу ТНК и ТНБ. В этом плане приобретает большое значение эффективная внешнеэкономическая деятельность малых и средних предприятий, претендующих на часть прибыли ТНК, которую они направляют в экономику своей страны, а также способных в кратчайшие сроки изменить свою производственную специализацию, подстраиваясь под ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не всегда входит в круг интересов крупных национальных компаний.

С каждым годом сокращается “теневой” сектор экономической деятельности в стране. Мелкие предприятия осваивают законные пути торговой деятельности (используя гибкую систему налогообложения малых предприятий), осуществление внешнеэкономических операций. Сокрытие и увод капитала за рубеж постепенно сменяются легальными и менее рисковыми формами инвестирования. Международный лизинг и франчайзинг сменяют контрафакцию и “челночную” торговлю, доминировавшую еще недавно в малом российском предпринимательстве. Настало время проанализировать эти изменения и, исходя из мирового опыта развития внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, скорректировать возможные ошибки в осуществлении международных торговых операций малых предприятий России.

Основными проблемами российских предпринимателей во внешнеэкономической деятельности являются: блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым законодательством и расследованием; необходимость выигрывать тендеры; сложность кредитования и страхования экспорта; низкое качество продукции; согласованность действий партнеров разных стран в отношении российских товаров, например, со стороны Европейского Союза; компенсационные пошлины на субсидируемый товар; количественные ограничения, действующие в ЕС.

Общее число участников внешнеэкономической деятельности в РФ составляет 670 тыс. – по записи о сфере деятельности организации (по учёту федеральной службы по валютному и экспортному контролю), но экспортируют “свою” продукцию лишь около 10%. Значительное место во внешнеэкономической деятельности принадлежит индивидуальным предпринимателям (бывшим ПБОЮЛ), которые специализируются только на внешней торговле (челноки).

На начало 2009г. в РФ было 5602 тыс. малых предприятий, в т.ч. 843 тыс. – юридические лица, 4497 тыс. – индивидуальные предприниматели, 262 тыс. – фермерские хозяйства. Число занятых в малом предпринимательстве и индивидуальном предпринимательстве – около 12 млн. человек, что примерно составляет 17% экономически активного населения. Среди малых предприятий юридических лиц примерно 50 тыс. участников во внешнеэкономической деятельности, в т.ч. 10 тыс. занято в экспортной торговля, а 40 тыс. – в импортной торговле.

“Обвал” рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали благоприятные условия внешней экономической деятельности, в том числе и для малого предпринимательства. Недоступность инвестиционных ресурсов, государственный и криминальный рэкет, налоговый пресс – эти проблемы столкнули малое предпринимательство в “тень”. Доля теневого сектора по разным оценкам составляет приблизительно 30-50% реального оборота российских малых предприятий. Не все стороны деятельности малого предпринимательства находят отражение в официальной отчетности, поэтому данные не могут претендовать на достоверность. Подавляющая часть использует “двойную бухгалтерию”.

Для развития внешнеэкономической деятельности российского малого предпринимательства следует улучшить взаимодействие государства и малого бизнеса; вести статистическую отчетность внешней экономической деятельности отдельно по малому предпринимательству; стимулировать внешнюю экономическую деятельность (законодательно); содействовать новым формам ведения бизнеса, таким как лизинг, франчайзинг, интернет-торговля; оказывать финансовую, информационную и административную поддержку малому предпринимательству.

Некоторые исследователи-экономисты утверждают, что именно экспорт является сегодня тем «мотором», который вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством. С точки зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспорт помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность.

Доля малого предпринимательства в экспорте РФ приблизительно составляет 5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна в экспорте машин, транспортных средств, сельскохозяйственного сырья, текстильных изделий, обуви. Очень часто наши малые предприятия успешно конкурируют по этим отраслям на международном рынке. Также заметно участие российского малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям.

Основными причинами столь малого объема экспорта продукции малых предприятий являются следующие: повышенные требования к сертификации; высокие требования к сервису (послепродажное обслуживание, наличие специализированных подразделений); отсутствие специалистов по маркетингу и техобслуживанию; жесткие условия по срокам поставки. Зачастую малые предприятия “привязаны” к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, целью которого является укрытие части экспортной выручки и личное обогащение. Нередко создаются фирмы-однодневки, аферы которых подрывают престиж страны. Часто внешняя экономическая деятельность малых предприятий носит эпизодический характер, т.к. для устойчивой деятельности таких предприятий нужны инвестиции.

Нельзя обойти стороной участие малого предпринимательства в импорте, основными направлениями которого является обеспечение собственных нужд в оборудовании, сырье и полуфабрикатах, упаковке, (что касается импортеров-промышленников), и перепродажа: потребительские товары и продовольствие, конторское и офисное оборудование, мебель, табачные изделия и т.д. (что касается импортеров-коммерсантов). Методом торговли коммерсантов является использование принадлежащих им торговых домов, оптовых рынков, магазинов. В то же время мелкая торговля обеспечивается челноками. В импорте на российских “челноков” приходится четверть общего импорта страны.

Импорту малых предприятий присущи следующие недостатки: 1) в импорте в большей степени используются фирмы-однодневки: они ввозят несертифицированную продукцию, контрабанду, табачные изделия, алкоголь. По данным таможни малые предприятия ввозят приблизительно 70% потребительских товаров; 2) до сих пор широко распространены схемы “серого” импорта, когда при расчетах используются счета банков в оффшорных зонах для сокращения расходов по налогам и таможенным сборам. Объём “серого” импорта составляет около 20-25% от общего объёма импорта.

На сегодняшний день инновационным методом ведения бизнеса становится интернет-торговля. Она помогает малому предпринимательству устранить посредников в ведении бизнеса, увеличивает роль малых предприятий в системе внешнеэкономической деятельности крупных предприятий за счет их оперативности, а также частично компенсирует сложности малых предприятий отдаленных рынков. Преимуществами интернет-торговли являются оперативность и низкие издержки обращения, которые в бумажном обороте составляют 10%. Недостатки интернет-торговли связаны с нормативно-правовой базой электронной торговли, т.к. требуются еще и бумажные документы.

Российский малый бизнес мог бы занимать более широкую арену в международной торговле, если бы отечественная экономика была бы стабильнее, механизмы формирования и развития которой отстают от адекватных аналогов западноевропейского типа, т.е. от того уровня, к которому наша экономика стремится.

Российское государство пытается оздоровить механизмы формирования совокупной экономики, упрочить их, сделать их более эластичными для применения в современных условиях и нацелить не только на увеличение ВВП, но и на развитие предпринимательства за счет поиска и изыскания резервных возможностей и нетронутых до сих финансово-инвестиционных арсеналов. И в этой плоскости всей системы рыночной экономики государство старается вывести малое предпринимательство на совершенно новую траекторию маркетингового развития по направлению совершенствования рыночной стратегии, создавая дополнительные возможности выхода малого бизнеса на мировую арену.

Основой подобного экономического рывка является формирование уникальной национальной инвестиционной программы, модели такого становления российской системы развития малого бизнеса, которая бы явилась основой для дальнейшего роста экономического потенциала страны, для расширения диапазона его влияния не только внутри страны, но и далеко за ее пределами, в том числе и на западноевропейском уровне.

Волконский В.А., Крюков, Ю.К. О роли малого и среднего бизнеса в России и в мире // Экономика и математические методы. М.: “Наука”, 2005.

Дралин А.И., Михнева С.Г. Внешнеэкономическая деятельность. Пенза, 2007.

Ермошин А.М. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки. М., 2009.

Изряднов О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. — №7.

Кондратьев В., Рамазанов Г. Средний бизнес в мире и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — №6.

Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. М.: “Кнорус”, 2008.